Аграмматизмы в нашей речи: примеры и коррекция

У детей речевые навыки формируются постепенно в возрасте, приблизительно, до 4 лет. Некоторые ошибки в речи присутствуют у малышей старшего дошкольного возраста. Со временем, при правильном общении окружающих людей оплошности в разговоре, восприятии текстов у детей исчезают.

Если сформировавшийся человек не понимает написанного текста, может назвать только несколько главных слов из прочитанной информации, плохо выражает свою мысль, в его речи отсутствуют глаголы, предлоги, союзы, следует обратиться к доктору.

Возможно, совокупность этих признаков является выражением болезни, имеющей название аграмматизм. Разновидностей отклонения несколько. Правильную диагностику может выполнить только квалифицированный доктор, после разностороннего обследования.

Что лежит в основе развития нарушения?

Способность осознавать и воспроизводить речь у человека зависит от большого количества факторов:

  • возраста;
  • уровня общего развития;
  • образованности;
  • среды общения;
  • коммуникабельности;
  • психологического статуса;
  • физического состояния.

Спровоцировать появление заболевания могут анатомические особенности, органические изменения локальных участков головного мозга, например, сильвиевой борозды, коры лобной или височной долей доминирующего полушария.

Нормальное озвучивание слов, синтаксических конструкций возможно при безукоризненном функционировании всех нервных клеток мозга.

Тотальный аграмматизм у детей может также вызвать нарушенный, в период становления речи, слух. Если звуковые волны плохо воспринимаются слуховыми анализаторами, ребенок плохо слышит, ему трудно, даже невозможно правильно сформулировать предложения.

Речевые навыки могут быть сформированы только при многократном полноценном прослушивании словесных оборотов, погружении в аудио среду языка.

Появляющиеся речевые нарушения у взрослых людей, уже имеющих сформированные навыки произношения предложений, изменением работы слуховых анализаторов объяснить невозможно. В таких ситуациях велика вероятность расстройств неврологического характера.

Аграмматизм характерен для состояний алалии, афазии, речи людей без слуха или с плохим слухом, детей, имеющих отставание в развитии.

Проявления аграмматизма

Примеры аграмматизмов

Человеку с данным заболеванием легче понимать однозначные предложения. Например, фраза «Я купила хлеб» будет понята проще, чем предложение «Я слушаю тебя». Во втором случае в отличие от первого, возможен вариант обратного действия «Ты слушаешь меня».

Проще бывают поняты краткие фразы с классическим порядком слов «На улице идет дождь», в отличие от большего предложения с уточнениями «Дождь непрекращающийся идет опять на улице».

Больной человек общается не совсем грамотно с литературной точки зрения. Обиходные речевые конструкции значительно отличаются от правильно выстроенных предложений. Возможность восприятия обыденной речи у людей с проявлением аграмматизма значительно снижена.

Статья в тему:  Лечение плоскостопия у взрослых - хирургическими методами, физиотерапией и гимнастикой

Симптомы могут быть выявлены специалистом при внимательном общении, демонстрации наглядных материалов, сопровождающихся просьбой их описать, о них рассказать. Если человек болен, его речь состоит из самых простых предложений, с минимумом слов, часто произносимых медленно.

Формы нарушения

Специалисты выделяют две основных формы аграмматизма:

  1. Импрессивный характеризуется непониманием речи полностью или частично. Корень имени прилагательного в названии обозначает в переводе с английского «восприятие». Изменения работы клеток головного мозга не позволяют звуковому сигналу трансформироваться в мысли, образы.
  2. Экспрессивные нарушения выявляют при невозможности использовать в речи предлоги, склонения, падежи; при неправильном или неполном оформлении произносимых предложений. Корень имени прилагательного в данном названии имеет смысл в переводе с английского «выражение». Проблемы с функционирование локальной зоны головного мозга препятствуют превращению мысли в речевую фразу. В зависимости от местонахождения проблемного участка возникающая речевая аномалия (афазия) может иметь сенсорный или моторный характер.

Сенсорные изменения обусловлены нарушением возможности чувствовать, воспринимать звуковой сигнал.

Моторные нарушения в центре Брока вызывают трудности управления мышцами гортани, языка, челюстей, которые не позволяют хорошо воспроизводить речь. Часто больной может произнести только основные слова.

Его речь напоминает текст телеграфного сообщения, в котором преобладают имена существительные или, наоборот, присутствуют только глаголы. Такие специфические особенности позволяют уточнить локализацию участка мозга с нарушенной деятельностью.

Постановка диагноза

Правильное установление диагноза – результат комплексного наблюдения, обследования. Очень важно определить:

  • общее состояние человека,
  • его психологический и неврологический статус.

При общении специалист оценивает:

  • темп речи;
  • разнообразие употребляемых синтаксических форм;
  • правильное использование падежей, склонений в речи;
  • наличие союзов;
  • присутствие предлогов в диалоге и монологе при описании наглядного объекта.

При тестировании оценивают количество слов и слогов в произносимых предложениях, согласованность используемых окончаний.

Для выявления нарушений мозговой деятельности рекомендуют сделать энцефалограмму, ультразвуковое или томографическое исследования.

Суммируя, анализируя полученную информацию, специалист принимает решение об установлении диагноза.

Методы лечения

Аграмматизм – это неврологическое расстройство, требующее помощи квалифицированных специализированных докторов. Медицинское лечение в зависимости от возраста, тяжести состояния больного может включать медикаментозный курс, рефлексотерапию, физиотерапевтические процедуры, воздействие гипнозом.

Коррекция состояния лекарственными препаратами может значительно улучшить кровообращение клеток мозга, сделает более эффективной их функционирование.

Воздействие на активные точки при рефлексотерапии может осуществляться разными методами:

  • механически;
  • термически;
  • электрическим разрядом;
  • лучами лазера;
  • электромагнитными волнами;
  • фармацевтическими препаратами;
  • имплантацией инородных элементов;
  • комбинированием техник.

Авторские методики, апробированные многолетним опытом применения? различаются по выбору чувствительных точек на теле пациента и методов действия на них.

Статья в тему:  Спарекс – инструкция по применению, состав, показания и цена

Положительные изменения наблюдаются при физиотерапии экспрессивного аграмматизма. При проблемах сенсорного характера правильный выбор физиотерапевтических методов помогает улучшить восприятие больным звуков.

Влияние аномалий моторного характера минимизируется восстановлением активности мышц гортани, челюсти, языка.

Аграмматизм, как и другие нейропсихологические расстройства, поддаются коррекции профессиональным гипнозом, с помощью которого улучшается качество произносимой речи.

Алгоритм лечения подбирают специалисты индивидуально. Помимо медицинской помощи больному в период восстановления понадобится помощь психологов, логопедов, педагогов.

Предвосхитить неприятность можно

Для предотвращения появления аграмматизма очень важен нормальный неонатальный период формирования ребенка. Неврологические расстройства будущего ребенка могут формироваться при тяжелой беременности, усугубленной инфекционными или другими заболеваниями.

Правильный образ жизни, регулярной наблюдение у внимательного доктора будущей мамы – залог рождения здорового малыша.

Аномалии в функционировании клеток головного мозга могут появляться у взрослых людей вследствие перенесенных заболеваний, нарушения кровообращения. Превентивная мера – внимательное отношение к собственному состоянию здоровью, применение в каждодневной практике общеукрепляющих процедур, формирование привычек здорового образа жизни.

Состояние больных при аграмматизме можно существенно улучшать, вплоть до полного выздоровления. Успешное лечение возможно при своевременном обращении к специалистам, неукоснительном соблюдении рекомендаций доктора.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *