Содержание:
Брадилалия — это нарушение темпо ритмической стороны речи, связанное со стойкими трудностями при воспроизведении расчленённых звуков. Эта патология относится к категории расстройств темпо-ритмической стороны речи несудорожного характера. В тяжёлых случаях может возникать заикание.
При брадилалии замедляется темп внутренней и внешней речи, процесс чтения и письма. Также наблюдаются и некоторые изменения в голосе, он теряет выразительность, эмоциональную окраску, артикуляция нечёткая. У человека с таким нарушением речь замедлена, но при этом координированная.
Слабая и средняя степень нарушения практически не заметны как для самого ребёнка, так и для посторонних. При тяжёлой степени может возникать нарушение коммуникативной функции, и в таком случае расстройство считается патологическим.
О причинах нарушения всерьез
Причинами возникновения нарушения могут быть как неврологические, так и психологические факторы. Среди неврологических причин брадилалии можно выделить следующие:
- Наследственность.
- Поражение ЦНС, интоксикация зародыша в утробе матери, перенесённые родовые травмы.
- Развитие брадилалии наряду с различными психическими дисфункциями или неврологическими патологиями, например олигофренией — умственной отсталостью. В таком случае признаки возникают наряду с ведущей патологией, которая сопровождается общей медлительностью и заторможенностью.
- Нарушение может сопутствовать болезни Паркинсона.
- Очень часто возникает вследствие опухоли головного мозга, травм головы, менингита, энцефалита и даже депрессии.
Психологическими факторами могут быть:
- неправильное формирование произношения ребёнка в семье, а также подражание замедленному стилю выговора окружающих;
- возникновение брадилалии как самостоятельного явления у лиц, имеющих флегматический и меланхолический тип темперамента.
Как показывают медицинские исследования, механизм развития связан с расстройством нейродинамики, т. е. доминированием процессов торможения над процессами возбуждения.
Характерные признаки
Брадилалия сопровождается вербальными и невербальными симптомами. Среди вербальных выделяют такие признаки:
- замедленный темп внешней речи, внутреннего диалога, процесса чтения и письма;
- при разговоре образуются длинные паузы не только между словами, но и между звуками, буквы, в частности, гласные, растягиваются, речь прерывистая;
- голос становится монотонным, нечётким, в некоторых случаях отмечается произношение «в нос»;
- интерпретация звуков и слогов сохраняется, произношение очень медленное, но правильное;
- медлительность во время чтения и письма.
Невербальные признаки:
- нарушения моторики и мимических проявлений;
- некоторая заторможенность, рассеянность, неполноценная координация движений;
- замедление познавательных процессов психической деятельности — мышления, памяти, восприятия, внимания;
- трудности в переключении с одной сферы деятельности на другую, иными словами — застревание, иногда неосознанное повторение движений;
- ребёнок с такой патологией замкнут, старается разговаривать как можно меньше, испытывает устойчивый психологический дискомфорт из-за невозможности полноценного общения.
Профессиональный взгляд на диагностику
Диагностика будет представлять собой комплекс мероприятий и проводится целым рядом специалистов — неврологом, психологом, логопедом, психиатром.
Необходимы:
- Сбор анамнеза с целью изучения перенесённых болезней, травм и повреждений головного мозга, наличие брадилалии у родственников.
- Для определения органической природы заболевания проводятся процедуры МРТ, ЭЭГ, РЭГ, ПЭТ, люмбальная пункция.
- Устная речь диагностируется посредством исследования строения артикуляционного аппарата, состояния речевой моторики, эмоциональной окраски речи, звукопроизношения, тонуса мышц и силы мышечных сокращений, темпо-ритмики, индивидуальных особенностей голоса, навыков осуществления непроизвольных и произвольных движений.
- Для диагностики письменной речи выполняется ряд упражнений на переписывание текста, написание под диктовку, чтение вслух.
Помимо общего обследования речи проводится анализ общей и ручной моторики, мимических реакций, сенсорных функций, уровня интеллекта.
При постановке диагноза патологию дифференцируют от дизартрии и заикания.
Дизартрия возникает из-за поражения нервной системы, которое приводит к нарушению иннервации речевого аппарата.
Заикание — это расстройство ритма и плавности речи из-за мышечных судорог артикуляционного аппарата, которое сопровождается нарушением дыхания, изменением высоты и силы звука.
Коррекция нарушения
Цель терапии в данном случае заключается в выработке быстрых и правильных речевых реакций, развитии просодической стороны речи, т. е. единство взаимосвязанных компонентов, которые влияют на внятность и эмоциональную окраску.
При лечении брадилалии применяются:
- Специальные занятия для выработки быстроты речи, выразительности звучания речи, проводятся с ускорением речи, темп которой
задаёт логопед и поддерживает с помощью дирижирования и хлопков. В дальнейшем упражнения постепенно усложняются от проговаривания слогов, слов, предложений до чтения текста в ролях, декламирования стихотворений и скороговорок.
- Для нормализации общей и речевой моторики необходим логопедический массаж, подвижные игры, включающие в себя элементы спорта, занятия ручным трудом, музыкальная терапия, танцевальная терапия, пение. Темп речи эффективно ускоряется благодаря регулярным занятиям, курс которых может длиться от полу — года до года.
- Для нормализации деятельности нервной системы применяется медикаментозное лечение, например, назначаются препараты глютаминовой кислоты, витамины B, C. Также хороших результатов можно добиться с помощью физиотерапевтических процедур, мануальной терапии, водной терапии, лечебной физкультуры.
- Для стимуляции речевой активности проводится работа с психотерапевтом, аутогенные тренировки.
- С целью придания эмоциональности речи проводятся развивающие игры с отгадыванием загадок, описанием рисунков в книжках, также очень полезно участие в театральных сценках. Очень хорошо, когда такие занятия имеют групповую форму.
Что нужно делать родителям ребёнка
Многие из речевых дефектов можно скорректировать в домашних условиях, но при этом необходимо знать, каким аспектам придавать наибольшее значение при общении с малышом:
- Специалисты говорят о том, что нужно быть предельно осторожными с детьми-флегматиками и, наоборот, с
гиперактивными детьми. Ни в коем случае нельзя пугать ребёнка злыми и страшными персонажами.
- Не прибегать к «маятниковому воспитанию», когда ребёнка наказывают за всё подряд или наоборот, всё разрешают и поощряют.
- Если выбирается няня для ребёнка, необходимо обращать внимание на речь этого человека. Она не должна быть очень быстрой, или наоборот, замедленной.
- Ребёнок очень во многом копирует взрослых, в том числе и в манере разговора. Поэтому, нельзя допускать «сюсюканья» или умышленного искажения ласковых слов. Речь родителей должна быть чёткой и разборчивой.
Прогноз и профилактика
Прогноз в данном случае будет напрямую зависеть от своевременности выявления речевого дефекта и скорейшего начала терапии. Очень важен тот факт, что даже после овладения навыками нормальной речи, необходим беспрерывный контроль за темпом речи со стороны родителей, а в старшем возрасте — самоконтроль, а также систематическое обследование у логопеда.
С целью профилактики нарушения необходимо придерживаться таких норм:
- предупреждать перинатальные, натальные и постнатальные поражения ЦНС малыша;
- не допускать травм головы и нейроинфекций;
- проводить мероприятия с целью предотвращения возникновения астенического синдрома, т. е. придерживаться правильного режима дня и полноценного сбалансированного рациона питания;
- внимательно следить за тем, как развивается речь ребёнка;
- общаться в семье правильно;
- не допускать того, чтобы у ребёнка возникал дефицит общения.