Содержание:
Дизартрия, если рассматривать с сугубо медицинской точки зрения – это нарушение в работе речевого аппарата.
Конкретное заболевание обуславливается наличием повреждений неврологического характера, в том числе — и коры головного мозга человека.
В основе данного нарушения лежит блокировка (частичная парализация) мышц речевого аппарата.
Разберемся, что такое легкая дизартрия, симптомы и методы лечения I степени псевдобульбарной формы нарушения, которая нередко именуется как стертая.
Терминология — формы и стадии нарушения
Выделяют несколько основных форм детской дизартрии, в зависимости от расположения очага имеющегося нарушения:
- Бульбарная. Поражение большого количества нервных окончаний, что, в свою очередь, приводит к сковыванию определенных групп мышц, которые отвечают и влияют непосредственно на артикуляцию. Особенности — нарушение мимики.
- Псевдобульбарная. Повреждение и дисфункция некоторых участков головного мозга, что приводит к парализации речевого аппарата. Характерный признак – монотонность произношения.
- Корковая. Одностороннее повреждение коры мозга, с нарушением некоторых структур. Главный симптом – нарушение произношения части слогов, а общая структура речи сохраняется.
- Мозжечковая. Нарушения речи в результате повреждений мозжечка. Характеризуется нестабильностью структуры речи ребенка – тональность и громкость постоянно изменяются.
- Подкорковая. Поражается часть головного мозга, отвечающая за нормальное формирование речи. Особенность – невнятность и смазанность произношения.
- Смешанная. Является следствием разнообразных травм ребенка возрастной группы до 2-х лет. Как особенность – сложение нескольких факторов, влияющих на формирование дизартрии.
Различают четыре степени дизартрической патологии, которые делятся согласно выраженности и тяжести нарушения речи:
- Степень I – стертая дизартрия. Зачастую выявляется в 5-ти летнем возрасте. Основные симптомы могут быть сходными с симптоматикой иных заболеваний нервной системы. Особенно заметно смешение звуков и подмена одних – другими. Большинство детей опускают часть звуков при произношении длинных слов.
- Степень II. Может характеризоваться достаточно ясной речью, но дефекты произношения особенно явны. Восприятие слов ребенка требует некоторых усилий.
- Степень III. Усугубление речи доходит до того момента, что посторонние люди практически не могут воспринять смысл слов, произносимых ребенком.
- Степень IV. Искажение речи достигает тех пределов, что даже близкие родственники не могут воспринять произносимое с первого раза. Кроме прочего, речь может отсутствовать вовсе.
Стертая дизартрия – переломный момент в развитии конкретного типажа неврологических патологий. Является наиболее легкой формой псевдобульбарной дизартрии, своевременное выявление которой гарантирует полное излечение и возможность ребенка в дальнейшем вести нормальный стиль жизни.
Конкретный термин «стертая дизартрия», был впервые предложен доктором Токаревой, которая четко характеризовала проявления I степени дизартрии, как «стертые, в собственном проявлении, симптомы псевдобульбарной дизартрии».
Отличается особой трудностью при преодолении проблем с произношением. Дети, страдающие от конкретного типажа заболевания, произносят подавляющую часть звуков верно, но речевой поток ребенка слабо автоматизирован и отсутствует четкость дифференциации звуков.
Причины и выявления в раннем возрасте
Факторы, провоцирующие появление и прогресс заболевания, возникают еще на стадии эмбрионального развития в утробе матери и при рождении. Зачастую, они таковы:
- недостаток кислорода у развивающегося плода;
- сильные токсикозы и гестозы;
- невропатия или поражение почек;
- вирусные заболевания I-II триместра;
- родовые травмы;
- слабость либо чрезмерная активность родовой деятельности матери;
- нейроинфекции.
Важно заметить проявления стертой дизартрии в как можно более раннем возрасте, так как успешное и полное ее излечение возможно лишь при обнаружении до 5-ти лет.
Лечение при обнаружении в более зрелом возрасте осложняется уже сформировавшимся восприятием и некоторыми дополнительными нарушениями в психическом развитии ребенка. Также сложности возникают из-за того, что тело отчасти сформировано и наиболее активная стадия его роста завершена.
Особенности клинической картины
Причинами возникновения конкретной формы дизартрии является поражение подъязычного нерва, определяющего четкость произношения и, как следствие – дальнейший прогресс болезни и поражение коры головного мозга.
При стертой форме дизартрии нарушения могут касаться нервов глазодвигательной системы, что приводит к второстепенному признаку в виде косоглазия.
Стертая дизартрия у детей проявляется следующими основными симптомами:
- вялость речевой деятельности из-за частичной блокады речевого аппарата, губы и язык пациента практически неподвижны, при выполнении упражнений, относящихся к артикуляции, проявляется слабость выраженности;
- заметны дрожание голоса и языка при гиперкризах, которые проявляются по причине напряжения лицевых мышц;
- происходит искажение губ, что препятствует верному выполнению упражнений;
- тонус лицевых мышц ослаблен, а контроль – занижен, как следствие — избыток отделяемой слюны.
Проявлениями, которые сопутствуют стертой дизартрии, можно указать:
- нарушение мелкой моторики;
- повышенная беспричинная утомляемость;
- нарушение равновесия;
- неспособность к имитации элементарных упражнений;
- сложность ориентации в пространстве.
Условная классификация больных
Условно всех детей, с подтвержденным диагнозом стертая дизартрия можно разделить на три группы, исходя из того – какая именно функция нарушена:
- дети, которые неспособны четко разделять звуки и воспроизводить интонации, единственно верные в той или иной ситуации. Сопровождается нарушениями пространственного восприятия;
- пациенты с нарушениями восприятия звуковых моментов и неспособностью к четкому разделению звуков и воспроизведению требуемых интонаций. В речи могут присутствовать грамматические и лексические ошибки;
- полиморфные нарушения при раздельном произношении и восприятии звуков, интонаций, также присутствуют сложности при сложении слов и словоформ.
Диагностические критерии и методики
Определить присутствие заболевания достаточно сложно. Большая часть успеха при определении стертой формы нарушения зависит от ответственности и наблюдательности родителей, которым необходимо своевременно заметить какие-либо нарушения и отправиться с ребенком на прием к логопеду. Логопед проведет некоторые проверки.
Осмотр у врача состоит из следующих этапов:
- исследование и проверка присутствующих нарушений речи;
- выявление патологий, не связанных с артикуляцией;
- проверка работоспособности мышц лица, в частности – мимических;
- проверка письменных способностей детей, старше 5-ти лет, исходя из: каллиграфии, орфографии и прочего.
Выявив некоторые дефекты, относящиеся к заболеваниям невралгического характера, логопед направляет родителей и ребенка на прием к детскому неврологу, который занимается постановкой предварительного диагноза.
Для того, чтобы точно определить болезнь и стадию проводится комплекс медицинских мероприятий. При диагностике невролог направляет пациента на такие вспомогательные исследования:
- электроэнцефалография;
- МРТ головного мозга;
- КТ головного мозга;
- исследование проводимости нервных импульсов.
Основываясь на полученных данных и опираясь на результаты дополнительных проверок невролог составляет конкретный план лечения и ставит окончательный диагноз.
Коррекция и лечение
Лечение проводится на основании поставленного диагноза, в случае стертой дизартрии, при адекватных методах коррекции обычно имеет место благоприятный прогноз, но требуется определить – нет ли еще каких либо сопутствующих невралгических заболеваний и нарушений.
Обязательные методы ее коррекции при стертой дизартрии:
- обучение физиологически верному дыханию;
- дыхательная гимнастика, направленная на речевое развитие и усиление голосовых связок;
- массаж мышц речевого аппарата и дополнительные упражнения по развитию разговорного навыка;
- назначение упражнений, направленных на развитие мелкой моторики, дети с подобным заболеванием часто имеют проблемы с каллиграфией;
- корректировка произношения и развитие выразительной речи;
- увеличение разговорной активности;
- выполнение упражнений на развитие памяти и внимания.
Медикаментозное лечение
В качестве дополнительных назначений, иногда используют некоторые группы препаратов и витаминов, основное воздействие которых направлено на стимуляцию активности мозга, улучшение памяти и повышение уровня внимания.
В медикаментозное лечение при легкой форме дизартрии входят следующие препараты:
- снимающие сосудистые спазмы – Пантогам;
- ноотропы – Энцефабол, Пантокальцин, прочие;
- метаболические – Актовегин, Церебролизин, прочие;
- седативные – Тенотен, Ново-пассит.
Профилактические меры
В качестве профилактических мер для предотвращения конкретного заболевания, требуется обратить самое пристальное внимание на период беременности и процесс родов.
Если своевременно предупредить гипоксию плода и уберечь ребенка от повреждений головы в процессе рождения, а также — в первые годы после, то дизартрия маловероятна.
Для полного исключения стертой дизартрии, родителям требуется:
- регулярно посещать с ребенком логопеда, — если в возрасте года нет «агуканья», если в два года совсем не разговаривает, если до 3-х лет словарный запас слишком беден или нет произношения простых звуков, если в 3-5 лет нет четкости произношения или речь сильно отличается от речи сверстников – это повод для неотложного визита к логопеду;
- разговаривать с ребенком и привить ему интерес к разговору;
- вместе с ребенком тренировать речь – учить скороговорки;
- оберегать ребенка от соприкосновения и попадания в организм токсических веществ;
- вести профилактику нейроинфекций – шапка в холодный период обязательна, своевременное лечение простуд и ЛОР-заболеваний, регулярные визиты и лечение стоматолога.
При проявлении начальных симптомов дизартрии, необходимо посетить врача, не откладывая визит в больницу на потом. В случае своевременного обращения, все назначения и терапия могут быть ограничены кратким курсом медикаментозного лечения первопричины, то есть – нарушений в работе головного мозга, и направлением в специальную группу детей в детском саду. Обычно, в подобных группах проводят все необходимое обучение и коррекцию речи.