Какая рабочая программа (сипры) для детей с умеренной умственной отсталостью?

Умеренная умственная отсталость или имбецильность – это средняя степень слабоумия, сопровождающаяся низким интеллектуальным и физическим развитием. Первые симптомы отклонения проявляются у детей в возрасте 3-3,5 лет. Коэффициент интеллекта (IQ) у детей и взрослых с умеренной умственной отсталостью колеблется от 25 до 49 единиц.

Умеренная умственная отсталость у детей — причины патологии

Патологию интеллектуального развития могут вызвать разнообразные провоцирующие факторы:

  • хромосомные отклонения;
  • органическое поражение головного мозга при родах;
  • инфекционные болезни, поражающие плод внутриутробно или вскоре после появления ребенка на свет;
  • недостаточное поступление питательных веществ и длительная гипоксия плода;
  • преждевременные роды, недоношенность;
  • тяжелые патологии (ДЦП, нарушения обмена веществ, гидроцефалия, микроцефалия, нейроинфекции);
  • воздействие различных видов радиации на беременную женщину;
  • вирусная инфекция (краснуха), перенесенная женщиной во время беременности.

Помимо вышеперечисленных факторов, причинами имбецильности у взрослых может стать тяжелая алкогольная, медикаментозная, наркотическая интоксикация организма, а также влияние социальных и бытовых условий.

Основные признаки

Умеренная степень умственной отсталости характеризуется следующими признаками:

  • Примитивная речь, косноязычие, затруднения при произношении отдельных слов или слогов, речевые дефекты. Крайне скудный словарный запас, состоящий из нескольких стандартных фраз. Общение сводится к простым просьбам об удовлетворении физиологических потребностей.
  • Абстрактное мышление неразвито, отсутствует умение обобщать, степень механической памяти крайне низкая, некоторые дети даже не могут освоить порядковый счет до 10. Ребенок с имбецильностью не улавливает смысл картинки, просмотренного фильма, не может разобраться в простой жизненной ситуации.
  • Взрослые и дети с умеренной степенью умственной отсталости не ориентируются во времени и пространстве, не могут решить самую простую задачу, путают левую и правую сторону, не различают основные цвета.
  • Имбецилов отличает однообразие эмоций, одни находятся в эйфории, проявляют беззаботность, другие – постоянно озлоблены, агрессивны, третьи – всегда спокойны, апатичны, проявляют заботливость по отношению к членам семьи. С учетом характера поведения имбецилы делятся на активных и равнодушных, непоседливых и апатичных.
Необходимость внешнего постоянного контроля

Для данной патологии развития характерны выраженные дефекты внешности – аномалии черепа и костно-мышечной системы, акромегалические черты, тупое выражение лица, дефекты прикуса, оттопыренные уши или сросшиеся ушные раковины. Взрослые и дети нуждаются в постоянном контроле, не могут адаптироваться к изменившимся условиям, при любой нестандартной ситуации впадают в замешательство.

Коэффициент интеллекта у взрослых часто соответствует уровню развития 6-9 летнего ребенка. При средней степени слабоумия собственные интересы не развиты, простейшие из них направлены только на удовлетворение физиологических потребностей, например, выражаются в постоянном желании покушать.

Взрослые имбецилы отличаются высокой степенью внушаемости, легко подчиняются чужому влиянию, что может привести к непредсказуемым последствиям. Многие из них не следят за своим внешним видом, ходят грязными и неопрятными. Иногда даже во взрослом возрасте человек не владеет навыками самообслуживания, не может самостоятельно есть и одеваться. Такие больные нуждаются в постоянном контроле и опеке на протяжении всей жизни. В этом случае разница между умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости не столь велика и многие проявления этих категории схожи. Только коэффициент умственного развития в последнем случае еще ниже (в пределах 20-34 единиц).

В то же время при наличии примитивного образного мышления, человек с данным типом отклонения, может овладевать бытовыми навыками, запоминать новую информацию, накапливать ограниченный запас сведений, что в дальнейшем позволяет ему выполнять простые бытовые действия или наниматься на подсобную работу (грузчиком, разнорабочим).

Статья в тему:  Какие симптомы и методы лечения гипертонии 1-й степени?

Обучение детей с умеренной умственной отсталостью

Дети с умеренной степенью умственной отсталости находятся на домашнем обучении, либо посещают занятия в коррекционной школе. Ранее начало реабилитационных мероприятий позволяет добиться неплохих результатов.

Развитие детей с умеренной умственной отсталостью помогает выработать привычку к самообслуживанию, приобрести навыки общения, социально приемлемых норм поведения и знания, необходимые для адаптации и ориентировки в окружающем мире. Дети с невыраженной степенью имбецильности хорошо приспосабливаются к проживанию в привычной обстановке, могут обслуживать себя, и даже повышать коэффициент умственного развития на 5-15 единиц.

Образовательная программа для детей с умеренной умственной отсталостью разработана с учетом замедленного характера обучения. Учебный материал подается небольшими объемами, облегчающими его усвоение, и помогает освоить базисные навыки, необходимые для чтения, счета и письма.

Порой школьные успехи незначительны, но даже в такой форме они дают возможность для развития ограниченного умственного потенциала. В дальнейшем дети с имбецильностью способны к установлению социальных контактов, хорошо общаются с людьми, осваивают новые навыки.

СИПР для детей с умеренной умственной отсталостью

Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) – это образовательная программа, разработанная и адаптированная для учеников с нарушениями интеллекта и умственной отсталостью.

Календарно- тематическое планирование при умеренной умственной отсталости основано на составлении специальных рабочих программ с учетом возраста и возможностей ребенка. Для 1-3 классов подобные программы представлены в самых разнообразных вариантах и охватывают такие предметы, как развитие речи, чтение, письмо, счет, обучение бытовым навыкам и самообслуживанию.

Рабочая программа 1 класс

Целью обучения детей с нарушениями интеллекта в 1 классе является развитие стремления к познанию окружающего мира, коррекция поведения и личностных качеств, воспитание трудовых навыков, обучение самостоятельности и самоконтролю. Учитель организует обучение на наглядной, практической основе, учит выполнять инструкции, внимательно слушать, развивает умение работать в коллективе.

Дети учатся различать свойства предметов:

  • определять размер (большой, маленький);
  • форму объекта (круг, квадрат);
  • его положение в пространстве (близко, далеко);
  • различать цвета (красный, белый, черный и пр.);
  • ориентироваться на листе бумаги (вверх-вниз, вправо- влево);
  • определять временные промежутки (день, ночь, утро).

К концу первого года обучения малыши должны знать единицы измерений, стоимость (кг, рубль), однозначные числа и порядковые числительные от 1 до 3-х. Ученик должен уметь чертить линии (прямую и кривую), узнавать и записывать числа (1-3), выполнять сложение и вычитание в этих пределах, различать монеты, например, отличать рубли от копеек.

2 класс

В следующий год обучения индивидуальная программа направлена на интеллектуальное развитие ученика, обучение речи и основам альтернативной коммуникации, изучению математических представлений и познанию окружающего мира. Многие занятия проходят в игровой форме, что облегчает усвоение материала и формирует навыки общения.

В процессе обучения осваиваются основы учебного поведения – умение слушать педагога, выполнять его указания и задания по определенному образцу. При этом ученик должен укладываться в определенные рамки. Например, выполнить задание от начала и до конца за определенный период времени, уметь самостоятельно переходить от одного действия к другому, соблюдая определенный алгоритм, усвоить расписание занятий.

Статья в тему:  Реакция на прививку от гепатита

Целью коррекционного обучения на этом этапе являются следующие навыки:

  1. развитие познавательной активности, улучшение психических функций и коррекция их недостатков;
  2. выполнение доступных видов деятельности, закрепление творческих умений и навыков;
  3. формирование собственного Я, как равноправной личности, способной адекватно контактировать с окружающими;
  4. развитие коммуникативных навыков и адекватного поведения в социальной среде;
  5. обучение трудовым и социально-бытовым умениям, направленным на полное самообслуживание.
К концу второго года обучения достигаются следующие результаты:

  • Речевые навыки – способность к общению, понимание обращенной речи, смысла жестов и изображений (рисунков, картинок, фотографий). Ребенок должен понимать смысл слов, обозначающих явления природы, названия предметов, животных и прочих объектов, а также уметь использовать усвоенный словарный материал в процессе общения.
  • Математика – у малыша должны сложиться пространственно-временные понятия, представления о размере, цвете и форме предметов, умение производить простейшие математические подсчеты, определять количество и предназначение объектов, производить простые действия с денежными купюрами.
  • Окружающий мир. У ребенка должны быть сформированы понятия о живой и неживой природе, смене времен года, представления о животном и растительном мире, приобретен опыт заботливого и бережного отношения ко всему живому. На этом этапе прививаются навыки самостоятельности и самообслуживания, представления о собственном теле, соотнесения собственного Я с именем и полом, умение выражать свои потребности. Ребенка учат гигиеническим навыкам (чистке зубов, мытью рук), самостоятельному приему пищи, умению определять собственное самочувствие и выражать его словами.
  • Нравственное воспитание предполагает выработку доброжелательного отношения к окружающим, умение устанавливать контакты и взаимодействовать с взрослыми и сверстниками. Ребенок учится запоминать значимые события жизни, соотносить их с днями недели, радоваться встречам и замечать важные изменения в жизни.

Рабочая программа 3 класс

Умеренная и тяжелая умственная отсталость поддается корректировке специально разработанными программами индивидуального развития. В третьем классе у таких детей формируют интерес к учебе, обучают мыслить, развивают навыки счета, чтения, письма, речи. Основная задача учителя –воспитание чувств, способности к общению в коллективе, развитие социальных и бытовых навыков, благоприятных условий для самовыражения и самореализации.

Ребенка учат признавать ценность собственной личности, управлять собой и своими чувствами, уважать чужое мнение. Формируют эмоциональную устойчивость, любознательность, желание совершать поступки и нести за них ответственность. Основные направления учебной программы на этом этапе:

  • нравственное и патриотическое воспитание;
  • трудовое воспитание;
  • личностное развитие;
  • занятия по основам безопасности жизнедеятельности и охране здоровья;
  • мероприятия по мотивации к учению и основам социализации.

Педагоги коррекционной школы должны опираться на поддержку родителей, находить понимание в семье, прилагать усилия к тому, чтобы родители включались в процесс обучения, выполняли рекомендуемые пункты учебной программы, тесно взаимодействовали с учителем в процессе воспитания и обучения ребенка.

Мониторинг результатов

Мониторинг результатов обучения проводится раз в полгода. Специалисты оценивают уровень навыков, знаний и степень усвоения материала. Фиксируется способ выполнения действий, то есть, как ребенок выполняет определенные задания (самостоятельно, с помощью учителя или вообще не выполняет). Итоговые результаты оформляют в виде характеристики на каждого ребенка. На основе этих выводов даются рекомендации, и составляется СИПР на следующий учебный год.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *