Почему возникает амнестическая афазия и как она проявляется

Речь является одной из форм высшей нервной деятельности человека, посредством которой люди общаются между собой. Расстройства этой функции мозга встречаются при различных ситуациях, связанных с тяжелыми неврологическими заболеваниями и повреждениями.

В том случае, если у человека произошла частичная или полная утрата уже сформировавшейся речи, говорят о таком симптоме, как афазия.

Изучение этого неврологического расстройства было начато еще в позапрошлом веке, но до сих пор остается ряд вопросов и тем для обсуждения ученых.

В зависимости от поражения той или иной зоны коры головного мозга речевые нарушения могут проявляться по-разному, поэтому выделяют несколько основных видов афазий. Одним из относительно легких нарушений речи считается амнестическая афазия. В чем особенность этого неврологического симптома?

Общие сведения

Амнестическую афазию можно считать нарушением речи с минимальными потерями. В этом случае больной лишается способности быстро подбирать в разговоре нужное слово, забывает названия предметов, хотя может их описать, что затрудняет выражение мыслей и общение с окружающими.

При этом у человека нет нарушения интеллекта и артикуляции, а слуховые данные сохранены. Такое состояние является симптомом поражения височно-теменно-затылочной области левого полушария. У всех больных с данным расстройством выявляется угнетение функционирования данной зоны коры головного мозга и снижение объема слухоречевой и (или) зрительной памяти.

Некоторые специалисты используют термин амнестическая афазия для объединения двух разновидностей речевых нарушений. К ним относятся:

  • акустикомнестическая афазия наблюдается при поражении средней височной извилины и патологического действия на зону слухового анализатора, в основе лежит сокращение объемов слухоречевой памяти;
  • оптиконестичекая афазия — возникает при поражении соседних отделов височной и затылочной долей в левом полушарии, в отличие от предыдущей формы у больного не нарушается слуховое восприятие имен существительных, а страдают зрительные представления о предметах.

Подобное разделение на практике не всегда бывает оправданным из-за частого сочетания у одного больного симптомов обоих видов.

Откуда берется проблема

Основными причинами появления афазии являются заболевания или травматические повреждения, которые приводят к нарушению проведения нервного импульса к зрительному анализатору. Проблема может быть в центрах коры головного мозга или проводящих путях.

В зависимости от причины речевые расстройства могут иметь постепенное развитие или быстрое течение. В первом случае в этиологии преобладают следующие состояния:

  • опухолевые образования в соответствующем отделе головного мозга;
  • инфекционные процессы (энцефалит, менингит);
  • заболевания воспалительной природы (абсцесс мозга);
  • длительно существующие патологические состояния, приводящие к приобретенным сосудистым или дегенеративным изменениям (болезни Альцгеймера, Пика).
Статья в тему:  Варикоцеле у мужчин - что это такое, причины возникновения, симптомы, диагностика, лечение и профилактика

Быстрое развитие амнестической афазии встречается в следующих случаях:

  • острые нарушения церебрального кровообращения (инсульты, тромбозы сосудов);
  • травмы головы с выраженной спутанностью сознания при повреждении мозга;
  • инфаркты;
  • некоторые психические состояния.

Предрасполагающими для развития афазии факторами считаются:

  • пожилой и старческий возраст;
  • наследственная предрасположенность;
  • общие заболевания (атеросклероз сосудов, ИБС, пороки сердца, гипертоническая болезнь, эпилепсия, частые атаки мигрени).

Как проявляется

Амнестическую форму афазии бывает достаточно трудно распознать и диагностировать при первичном осмотре больного. У таких людей нет нарушения диалоговой речи, в том числе спонтанной, они строят фразы правильно, без грамматических ошибок, однако в их разговоре превалируют глаголы и практически отсутствуют существительные.

Характерными также являются следующие речевые особенности:

  • множественные повторения одних и тех же слов в спонтанной речи;
  • затрудненный поиск нужного названия предмета или события;
  • замена слова описанием его внешнего вида и функций;
  • отсутствие моторных нарушений (нет трудностей с произношением звуков), правильная артикуляция;
  • сохранение навыков чтения и письменной речи (правильно называет нужное слово, если видит его графическое изображение);
  • есть феномен отчуждения смысловой нагрузки слова при его правильном повторении.

Чаще всего амнестическая афазия является симптомом какого-то грозного заболевания или состояния, поэтому в клинике могут присутствовать и другие неврологические проявления, например, сопутствующий гемипарез.

Выраженность клинических признаков может иметь разную тяжесть в зависимости от таких факторов, как:

  • локализация очага поражения и его размеры;
  • причина заболевания (например, инсульт характеризуется более тяжелыми нарушениями речи, чем тромбоз или атеросклероз сосудов);
  • возраст пациента (у молодых людей больше возможностей для скорого и полного восстановления речи);
  • наличие сопутствующих тяжелых заболеваний;
  • особенности компенсаторных возможностей организма.

Амнестическая афазия в чистом виде встречается реже смешанных форм, например, сочетания сенсорной и моторной афазий на фоне забывчивости слов при опухолях мозга или сосудистых заболеваниях.

Принципы лечения

Терапия подобных состояний проводится после осмотра и обследования больного с применением таких методов, как МРТ или КТ, ангиография, УЗИ сосудов головного мозга и т.д.

Выбор метода лечения зависит от типа нарушения проведения импульса к анализатору. При выявлении непосредственной причины речевого расстройства проводится ее устранение оперативным путем (при опухолях, абсцессах мозга) или консервативными методами. Инсульты требуют немедленного и интенсивного вмешательства. Воспалительные и инфекционные процессы подлежат антибактериальной, гормональной и другим видам терапии по ситуации.

Восстановление речевых функций обычно подразумевает участие логопеда, невролога и психиатра, это может длиться годами. Для каждого пациента подбирается индивидуальная комплексная программа, состоящая из медикаментозного лечения, занятий с логопедом, лечебной физкультуры и других мероприятий.

Статья в тему:  Можно ли делать ингаляции при температуре детям и взрослым?

Специалисты не всегда могут дать гарантии полного излечения, особенно у пожилых пациентов с тяжелыми сопутствующими заболеваниями. Редко бывают случаи спонтанного восстановления речи, например, у молодых людей с исходным хорошим запасом здоровья и высокими компенсаторными возможностями.

Этапы коррекции

Обучение и коррекция играют большую роль в восстановительной терапии больных с разными видами афазии, в частности с амнестической формой. Они направлены на постепенное увеличение объема слухоречевой и зрительной памяти пациента. Обычно работа проводится в несколько этапов:

  1. Занятия над предметной отнесенностью слов — изучение картинок с подписями под изображениями предметов, выяснение их функциональных назначений, сопоставление своих частей тела с нарисованными на картинках.
  2. Занятия по восстановлению ситуативно-обусловленной речи — выполнение речевых указаний, заполнение анкеты, нахождение предметов в комнате по инструкции, проведение беседы на тему определенной ситуации.
  3. Расширение границ слухоречевой и зрительной памяти — решение кроссвордов, загадок, составление рассказов на заданные темы по серии картинок и их записывание, пересказ услышанного или прочитанного произведения, запоминание адресов и телефонов вымышленных персонажей.

Прогноз определяется индивидуально для каждого конкретного больного. Во многих случаях удается добиться успешных результатов лечения, особенно в случае раннего начала и соблюдения необходимой длительности коррекционной терапии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *