Речь является одной из форм высшей нервной деятельности человека, посредством которой люди общаются между собой. Расстройства этой функции мозга встречаются при различных ситуациях, связанных с тяжелыми неврологическими заболеваниями и повреждениями.
В том случае, если у человека произошла частичная или полная утрата уже сформировавшейся речи, говорят о таком симптоме, как афазия.
Изучение этого неврологического расстройства было начато еще в позапрошлом веке, но до сих пор остается ряд вопросов и тем для обсуждения ученых.
В зависимости от поражения той или иной зоны коры головного мозга речевые нарушения могут проявляться по-разному, поэтому выделяют несколько основных видов афазий. Одним из относительно легких нарушений речи считается амнестическая афазия. В чем особенность этого неврологического симптома?
Общие сведения
Амнестическую афазию можно считать нарушением речи с минимальными потерями. В этом случае больной лишается способности быстро подбирать в разговоре нужное слово, забывает названия предметов, хотя может их описать, что затрудняет выражение мыслей и общение с окружающими.
При этом у человека нет нарушения интеллекта и артикуляции, а слуховые данные сохранены. Такое состояние является симптомом поражения височно-теменно-затылочной области левого полушария. У всех больных с данным расстройством выявляется угнетение функционирования данной зоны коры головного мозга и снижение объема слухоречевой и (или) зрительной памяти.
Некоторые специалисты используют термин амнестическая афазия для объединения двух разновидностей речевых нарушений. К ним относятся:
- акустикомнестическая афазия наблюдается при поражении средней височной извилины и патологического действия на зону слухового анализатора, в основе лежит сокращение объемов слухоречевой памяти;
- оптиконестичекая афазия — возникает при поражении соседних отделов височной и затылочной долей в левом полушарии, в отличие от предыдущей формы у больного не нарушается слуховое восприятие имен существительных, а страдают зрительные представления о предметах.
Подобное разделение на практике не всегда бывает оправданным из-за частого сочетания у одного больного симптомов обоих видов.
Откуда берется проблема
Основными причинами появления афазии являются заболевания или травматические повреждения, которые приводят к нарушению проведения нервного импульса к зрительному анализатору. Проблема может быть в центрах коры головного мозга или проводящих путях.
В зависимости от причины речевые расстройства могут иметь постепенное развитие или быстрое течение. В первом случае в этиологии преобладают следующие состояния:
- опухолевые образования в соответствующем отделе головного мозга;
- инфекционные процессы (энцефалит, менингит);
- заболевания воспалительной природы (абсцесс мозга);
- длительно существующие патологические состояния, приводящие к приобретенным сосудистым или дегенеративным изменениям (болезни Альцгеймера, Пика).
Быстрое развитие амнестической афазии встречается в следующих случаях:
- острые нарушения церебрального кровообращения (инсульты, тромбозы сосудов);
- травмы головы с выраженной спутанностью сознания при повреждении мозга;
- инфаркты;
- некоторые психические состояния.
Предрасполагающими для развития афазии факторами считаются:
- пожилой и старческий возраст;
- наследственная предрасположенность;
- общие заболевания (атеросклероз сосудов, ИБС, пороки сердца, гипертоническая болезнь, эпилепсия, частые атаки мигрени).
Как проявляется
Амнестическую форму афазии бывает достаточно трудно распознать и диагностировать при первичном осмотре больного. У таких людей нет нарушения диалоговой речи, в том числе спонтанной, они строят фразы правильно, без грамматических ошибок, однако в их разговоре превалируют глаголы и практически отсутствуют существительные.
Характерными также являются следующие речевые особенности:
- множественные повторения одних и тех же слов в спонтанной речи;
- затрудненный поиск нужного названия предмета или события;
- замена слова описанием его внешнего вида и функций;
- отсутствие моторных нарушений (нет трудностей с произношением звуков), правильная артикуляция;
- сохранение навыков чтения и письменной речи (правильно называет нужное слово, если видит его графическое изображение);
- есть феномен отчуждения смысловой нагрузки слова при его правильном повторении.
Чаще всего амнестическая афазия является симптомом какого-то грозного заболевания или состояния, поэтому в клинике могут присутствовать и другие неврологические проявления, например, сопутствующий гемипарез.
Выраженность клинических признаков может иметь разную тяжесть в зависимости от таких факторов, как:
- локализация очага поражения и его размеры;
- причина заболевания (например, инсульт характеризуется более тяжелыми нарушениями речи, чем тромбоз или атеросклероз сосудов);
- возраст пациента (у молодых людей больше возможностей для скорого и полного восстановления речи);
- наличие сопутствующих тяжелых заболеваний;
- особенности компенсаторных возможностей организма.
Амнестическая афазия в чистом виде встречается реже смешанных форм, например, сочетания сенсорной и моторной афазий на фоне забывчивости слов при опухолях мозга или сосудистых заболеваниях.
Принципы лечения
Терапия подобных состояний проводится после осмотра и обследования больного с применением таких методов, как МРТ или КТ, ангиография, УЗИ сосудов головного мозга и т.д.
Выбор метода лечения зависит от типа нарушения проведения импульса к анализатору. При выявлении непосредственной причины речевого расстройства проводится ее устранение оперативным путем (при опухолях, абсцессах мозга) или консервативными методами. Инсульты требуют немедленного и интенсивного вмешательства. Воспалительные и инфекционные процессы подлежат антибактериальной, гормональной и другим видам терапии по ситуации.
Восстановление речевых функций обычно подразумевает участие логопеда, невролога и психиатра, это может длиться годами. Для каждого пациента подбирается индивидуальная комплексная программа, состоящая из медикаментозного лечения, занятий с логопедом, лечебной физкультуры и других мероприятий.
Специалисты не всегда могут дать гарантии полного излечения, особенно у пожилых пациентов с тяжелыми сопутствующими заболеваниями. Редко бывают случаи спонтанного восстановления речи, например, у молодых людей с исходным хорошим запасом здоровья и высокими компенсаторными возможностями.
Этапы коррекции
Обучение и коррекция играют большую роль в восстановительной терапии больных с разными видами афазии, в частности с амнестической формой. Они направлены на постепенное увеличение объема слухоречевой и зрительной памяти пациента. Обычно работа проводится в несколько этапов:
- Занятия над предметной отнесенностью слов — изучение картинок с подписями под изображениями предметов, выяснение их
функциональных назначений, сопоставление своих частей тела с нарисованными на картинках.
- Занятия по восстановлению ситуативно-обусловленной речи — выполнение речевых указаний, заполнение анкеты, нахождение предметов в комнате по инструкции, проведение беседы на тему определенной ситуации.
- Расширение границ слухоречевой и зрительной памяти — решение кроссвордов, загадок, составление рассказов на заданные темы по серии картинок и их записывание, пересказ услышанного или прочитанного произведения, запоминание адресов и телефонов вымышленных персонажей.
Прогноз определяется индивидуально для каждого конкретного больного. Во многих случаях удается добиться успешных результатов лечения, особенно в случае раннего начала и соблюдения необходимой длительности коррекционной терапии.