Виды и формы, причины и лечение дислалии

Дислалия — патология, при которой наблюдается ненормальное воссоздание звуков. Дети и подростки с таким расстройством не могут правильно воссоздать речь, они её искажают, смещают звуки или не произносят вообще.

Такое нарушение приводит к проблемам с написанием букв, текстов, более серьезным осложнениям. Согласно международной классификации болезней (МКБ-10) дислалия относится к коду F80.0 и F80.1: специфическое расстройство речевой артикуляции, расстройство экспрессивной речи соответственно.

Виды и формы дислалии

Выделяют два вида дислалии:

  1. Сложная – пациент не в силах воспринять, воспроизвести более четырех звуков.
  2. Простая – однотипные нарушения: мономорфные, полиморфные.

В логопедии формы дислалии классифицируют по звукам, с помощью таблицы на основе греческого языка:

  1. Йотацизм – плохое произношение слов с й.
  2. Ротацизм – слова со звуком р.
  3. Хитизм – трудности восприятия, воспроизведения звука х.
  4. Каппацизм – неправильное произношение слов со звуком к.
  5. Гаммацизм – проблемы с воспроизведением г.
  6. Сигматизм – в речи наблюдается замещение звуков друг другом.

Форм же у патологии три:

  1. Функциональная. Первая причина патологии кроется в речевом аппарате, органах звуковоспроизведения. Второй являются индивидуальные особенности строения нервной системы.
  2. Механическая она же органическая. Возникает из-за неправильного строения органов речи.
  3. Физиологическая. Человек не говорит на момент формирования речевого аппарата.

Функциональная дислалия, в свою очередь разделяется ещё на два типа:

  1. Сенсорная. Появляется вследствие нейронных повреждений отделов звуковоспроизводящих, звуковоспринимающих органов.
  2. Моторная. Развивается в результате повреждений речевых центров головного мозга и двигательного аппарата.

У заболевания разный характер нарушений:

  1. Акустический.
  2. Артикуляторно-фонетический. Причиной возникновения служит результат неполного формирования фонетического слуха.
  3. Акустико-фонематический. Появляется в результате неправильного артикуляционного расположения.

Полиморфным называют ещё один вид патологии. Этот случай связан с картавостью. У детей наблюдается расстройство в произношении нескольких групп звуков в одно время. Данный диагноз ставят детям старше 5 лет. Такой вид болезни считается одним из самых распространенных.

Причины, группы риска

В первую группу пациентов, которые чаще всего подвержены болезни, входят дети дошкольники и младшего школьного возраста. Встречается дислалия и у взрослых людей.

Причиной этому может стать наследственный фактор, травмы лицевых костей, мышц, полученные в старшем возрасте. Психологические травмы тоже оказывают влияние, встречаются случаи, когда человек перестает говорить после серьезного шока или глубокого душевного переживания.

Причины возникновения зависят от вида дислалии, но основной является аномальное устройство языка, губ, челюстей. Расстройство может развиться вследствие психологической травмы, различных болезней, происходящих во время развития речевого аппарата у ребенка.

Статья в тему:  Сенситивная атаксия или когда в ногах правды нет

Основные причины механической дислалии:

  • повреждения твердого неба, губ;
  • недоразвитие челюстей, костей лица, языка;
  • повреждение, недоразвитость лица, мимических мышц;
  • резцы имеют неправильную форму, недоразвиты.

Причины функциональной дислалии:

  • недостаточное внимание родителей к ребенку, психологическая травма;
  • подражание сверстникам, копирование неправильного воспроизведения букв, слов;
  • нарушения, проблемы со слухом.

Особенности клинической картины

Симптомы проявляются в искажении, замене, пропуске букв. Но есть определенные нюансы:

  1. При звуковом замещении симптомом болезни является изменение звука со слышимого на воспроизводимый. Это значит, что пациент производит слово, которое услышал, меняя в нем буквы.
  2. Если дислалия механическая, то больной использует в речи звуки, которые с самого начала отсутствовали в услышанных, оригинальных словах. Кроме этого, могут появиться трудности в определении схожих между собой звуков.
  3. Во время функциональной дислалии заметны ошибки в образовании одного, двух звуков. Со временем появляется изменение черт лица при получении травм, в результате которых, были повреждены кости лица, мышцы, ткани, органы.
  4. При дислалии сенсорного типа у пациента наблюдается нарушение различия схожих между собой звуков.
  5. Во время моторной патологии движения губ, языка не соответствуют воспроизводимым звукам.
  6. Отдельно выделяется сенсомоторная дислалия. При данном виде болезни в произношении звуков бывают разные проблемы. От замены букв до пропуска слов.

Сопутствующие расстройства

Кроме проблем с речью возникают нарушения письма или слуха. Некоторые дети становятся замкнутыми из-за не понимания со стороны родителей, сверстников. Патология может повлиять на состав генов, что может отразиться на потомстве или проявиться в будущем, даже если было излечено. Не исключено появление осложнений, таких как дисфагия, дислексия.

Кроме этого, может произойти искажение лица, челюсти, зубов, но только вследствие наследственности, полученной травмы.

Как ставится диагноз

Ребенка, а также родителей обследуют. Врач (логопед) задает вопросы, связанные с развитием, в том числе и внутриутробным, с прохождением родов, являлись ли они искусственными, естественными, наблюдались ли осложнения в речи у родителей.

После этого специалист берет для изучения медицинскую карту пациента.

Завершающим этапом обследования является проведение тестирования. Это нужно для того, чтобы определить уровень развития речи, слуха, зрения. Затем доктор начинает произносить слова, которые пациент должен повторить.

От правильности произношения слов будет зависеть оценка развития болезни. Пациенты с механическими нарушениями обследуются командой врачей (логопед, ортодонт, стоматолог, хирург, невролог).

Отличие дислалии от дизартрии

Дизартрия – это проблемы звукопроизношения из-за нарушений речевого аппарата. Отличий от дислалии немало:

  1. Возникнуть может при ослабленном здоровье.
  2. Расстройства вегетативной системы могут содействовать развитию болезни. К таким относятся: плохой сон, бессонница, бледность, повышенное потоотделение.
  3. У пациентов, страдающих недугом моторика в плохом состоянии, ловкость отсутствует, нарушена координация движений.
  4. Присутствует тремор пальцев, рук.
  5. Невозможность держать тело в неподвижном вертикальном положении, оно покачивается.
  6. Есть вероятность анемии некоторых, всех мимических мышц лица.
  7. У больного не получается жевать пищу, глотать воду, еду маленькими порциями.
  8. Мозговые процессы ухудшаются (снижается память, внимание, появляется утомляемость).
  9. Такие дети легко возбудимые, обладают отрицательным поведением, неуравновешенны.
  10. Речь отличается от нормы темпом, плавностью, смазывается звуковоспроизведение.
Статья в тему:  Как принимать Мелоксикам таблетки и делать уколы?

Коррекционные меры

Время проведения коррекции напрямую зависит от источника появления патологии. Если форма механическая, то стоматолог сразу начнет коррекцию дефекта.

При функциональной форме дислалии лечение проводится у логопеда в несколько этапов. На протяжении этого времени будет проходить развитие речи, а также памяти больного. Затем упор будет сделан на запоминание, правильное воспроизведение звуков. Обычно при простой форме дислалии на коррекцию уходит до 3 месяцев, редко около 6.

Многое зависит от того, как развилась болезнь и по какой причине. Так, если повреждены кости, мышцы, то лечением займется хирург. При проблемах с зубами корректировать дефект будет стоматолог. Если причина кроется в неправильном развитии речевого аппарата, то лечение осуществляет логопед.

Кроме того, болезнь возникает в результате проблем со звукоулавливающим аппаратом. В таком случае нужно обратиться к оториноларингологу.

Коррекция современного типа происходит на протяжении следующих этапов: подготовительный, формирование навыков речи, развитие коммуникативных способностей. На первом этапе выполняется коррекция губ, языка, посещение ортодонта при механическом виде заболевания.

Если патология функциональная, врач развивает речевую моторику с помощью гимнастики для губ и языка. На втором этапе больной, наблюдая за тем, как слова произносит доктор, учится правильному воспроизведению звуков.

Дополнительно происходит обучение автоматическому составлению слогов, предложений, текстов. На последнем этапе развивается умение правильно общаться с собеседником: воспроизведение звуков без ошибок, правильная постановка букв в словах, предложениях.

Прогноз

Прогноз зависит от уровня сложности заболевания, а также от времени потраченного на лечение.

Многие из пациентов восстанавливают собственные речевые функции. Прогноз будет отрицательным в том случае, если рекомендации врача не выполнялись, а ребенку не уделялось необходимое для его возраста внимание, домашнее развитие не дает результатов.

Превентивные мероприятия

У ребенка должен быть образец для подражания. Родители, сверстники должны произносить звуки правильно.

Посещение логопеда, стоматолога, ортопеда, хирурга является необходимой мерой профилактики.

Одной из причин возникновения патологии является психологическая травма. Стоит оградить ребенка от возможности получить такие повреждения. Это значит, что детям требуется спокойная обстановка, а самое главное отсутствие ссор в семье и должное внимание обоих родителей.

Профилактикой также служит и домашнее развитие. Можно решать задачи для соответствующего возраста, заниматься письмом, развивать память с помощью карточек с изображениями.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *