Содержание:
Нарушение процесса кровоснабжения головного мозга влечет за собой неприятные последствия для человека. Одним из распространенных осложнений инсульта являются проблемы с речью или пониманием того, что говорят другие люди. Работа с логопедом, специальные упражнения и медикаментозная терапия помогают постепенно вернуть способность полноценно общаться.
Нарушение речи при инсульте
У людей, перенесших инсульт, часто развивается нарушение речевой функции. Патологическое состояние медики называют афазией. Этим термином обозначают приобретенное нарушение или отсутствие речи у человека, которое развивается на фоне инсульта ишемического или геморрагического. При этом большое значение имеет локализация поражения отделов мозга.
На интеллекте человека афазия никак не сказывается. Близким важно это осознавать. Если относиться к человеку с нарушением речи после инсульта, как к слабоумному, у него разовьется депрессия. Состояние связано только с речевым аппаратом. Потеря навыка становится серьезным препятствием для возвращения к нормальной жизни и общения с другими людьми. Успешное восстановление речи после ишемического инсульта возможно только при соблюдении всех рекомендаций врачей и моральной поддержке пациента близкими.
Причины
Чтобы понять, как бороться с патологическим состоянием, важно понять причину его появления. Потеря способности говорить на фоне ишемического или геморрагического инсульта возникает из-за поражения речевого центра в коре головного мозга. Располагается он в левом полушарии у правшей или в правом у левшей. Существуют также патологии, при которых повреждается лобно-височная доля, мозжечок и другие отделы головного мозга. Часто больные после инсульта не могут разговаривать, писать, читать, воспринимать обращенную к ним речь (при сенсорной афазии).
Если поражена теменная или лобная доля, то у пациента развивается моторная афазия. Для этого типа нарушения характерно рассогласование речевых двигательных команд головного мозга. Человек воспринимает чужую речь, при этом сам молчит или изъясняется односложными предложениями. Длинные фразы и развернутые ответы в этом случае пациенту непосильны, а при моторной афазии возбновление речевых навыков происходит сложно. У больного развивается паралич глотки, губ, гортани, языка, голос становится глухим. Человек не может быстро говорить, невнятно произносит согласные.
Виды нарушений
Прежде чем начать восстановление речи у пациента, который перенес инсульт, важно определить тип нарушения. Патология проявляется не только в виде афазии, но и в виде таких явлений, как дизартрия, диспраксия. У некоторых больных развивается сразу несколько типов расстройств речевой функции. Самой распространенной формой является афазия. Для нее характерна потеря способности к чтению, письму, пониманию речи других людей. Состояние никак не сказывается на интеллекте больного.
Афазия делится на несколько видов. Основные представлены ниже:
- Сенсорная (рецептивная, акустико-гностическая, беглая афазия с поражением речевого центра Вернике). При этом типе патологии у человека после инсульта возникают проблемы с пониманием чужой речи.
- Моторная (эфферентная, экспрессивная, афферентная) При этом поражается речевой центр Брока. Для этого типа нарушения характерна невозможность произнести ни звука, притом что пациент распознает и понимает чужую речь.
- Семантическая (смысловая). Для этого типа патологического состояния характерно нарушение понимания смысла фраз, которые соединяются с помощью предлогов, союзов. Больной хорошо говорит, но не видит разницы между словосочетаниями: «брат матери» и «мать брата». Кроме того, пациент может различать на картинках ключ и карандаш, но не выполнить задания: «показать карандашом ключ».
- Амнестическая. При этой форме патологии больной забывает названия предметов. Вместо этого он описывает, для чего нужна та или иная вещь (ложкой едят, карандашом рисуют и прочее).
- Тотальная (смешанная афазия). Этот тип сочетает несколько форм, поэтому человек при такой патологии теряет возможность общаться с окружающими.
Кроме классификации патологических состояний, стоит знать признаки каждого вида. При глобальной афазии больной не воспринимает чужую речь, не может формировать предложения, впадает в депрессию. При сенсорной отмечаются следующие признаки:
- неспособность понимать окружающих, будто они говорят на другом языке;
- неспособность понимать смысл произнесенных собеседником предложений;
- неспособность понимать мысли и слова собеседника, воспринимать посторонние звуки, когда говорить с ним начинают несколько людей;
- возможность читать, понимать короткие заголовки на фоне неспособности воспринимать остальные тексты;
- возможность писать, но невозможность понимать самостоятельно написанный текст.
Моторная афазия отличается тем, что возобновление речевых функций при этом типе патологии происходит сложнее. Признаками нарушения является следующее:
- неспособность издавать любые звуки, произносить слова;
- пропуск ключевых слов, неспособность построить простое предложение;
- произношение слов и звуков через большие временные интервалы;
- проблемы с семантикой (больной произносит «да», когда имел в виду «нет» и наоборот, путает слова);
- способность описать предметы, но неспособность назвать их;
- повторение некоторых звуков или букв.
Диспраксия – это состояние, при котором нарушается движение и координация мышц человека, участвующих в произношении звуков. Из-за неправильной работы речевого аппарата больной не может нормально разговаривать. От паралича лицевых мышц эта патология отличается отсутствием парезов. Речевой аппарат при диспраксии может совершать движения, но неправильно. Больные с таким нарушением часто не могут четко проговорить слово, повторяют фразы, чтобы исправить произношение.
Дизартрия – расстройство, которое развивается после инсульта при слабости речевых мышц. Следствием такого патологического состояния становится непонимание чужой речи или проблемы при подборе нужных слов. У больного изменяется голос, теряется способность четко произносить звуки и слоги. При дизартрии нарушается процесс контроля дыхания, поэтому пациент начинает говорить короткими фразами, а не развернутыми предложениями.
Как восстановить речь после инсульта
Пациентам с таким нарушением назначается комплексное лечение. Важно отметить, что восстановление речи после инсульта требует много времени, терпения и сил. Успех лечения зависит не только от терапевтических мер, но и от степени участия самого больного. Для устранения афазии и других подобных нарушений речи используются следующие методы:
- прием лекарственных препаратов;
- работа с логопедом;
- лечение стволовыми клетками;
- работа с психологом;
- выполнение упражнений в домашних условиях.
Медикаментозное лечение
Важным пунктом возобновления способности нормально разговаривать после инсульта является медикаментозная терапия. Больным с нарушениями речи назначаются нейропротекторы. Основу таких лекарств составляют антиоксиданты и ноотропные средства, которые применяются с целью защиты нейронов головного мозга больного от новых повреждений и восстановления угнетенных клеток. Препараты помогают ускорить процесс выздоровления пациента и улучшить его состояние. При афазии и прочих речевых нарушениях могут применяться антидепрессанты, как часть комплексной терапии.
Если вовремя провести тромболизис при ишемическом инсульте, то можно предупредить развитие афазии и избежать повреждений клеток головного мозга. Специалисты провели немало исследований и установили эффективность разных препаратов при восстановлении речи. Изучались следующие средства:
- Пирацетам – известный ноотроп. Лекарство в составе комплексной терапии способствует быстрому возобновлению речевых функций после инсульта.
- Бромокриптин – это стимулятор центральных и периферических допаминовых Д 2-рецепторов. По данным, проведенных исследований, средство не помогает восстановить способность разговаривать при лечении пациентов, перенесших инсульт.
- Декстран 40 – это плазмозамещающее средство. При назначении пациентам после инсульта препарат может ухудшить прогноз и результаты лечения речевых патологий.
- Моклобемид – препарат относится к ингибиторам МАО (моноаминоксидазы), влияет на процесс окисления мозговых нейронов ферментами, восстановлению способности разговаривать после инсульта не помогает.
- Донепезил – популярное средство из группы ингибиторов ацетилхолинэстеразы центрального действия. При лечении афазии препарат положительно влияет на глобальную речевую функцию.
- Мемантин – средство от деменции мозга. При использовании в составе комплексной терапии помогает восстановить речь пациентов, перенесших инсульт.
- Леводопа – известное противопаркинсоническое средство. При лечении речевых нарушений после инсульта препарат никак себя не зарекомендовал. Мнение специалистов по поводу этого лекарства противоречивы.
- Декстроамфетамин – психостимулирующий препарат. Лекарство часто применяют для лечения афазии. В составе комплексной терапии таблетки демонстрируют свою эффективность.
- Холинэргические препараты входят в группу атропина. Эффективность этих средств при восстановлении речи у больных, перенесших инсульт, недостаточно изучена.
Речевая реабилитация
После стабилизации состояния пациента, врачи советуют сразу заняться процессом восстановления навыков говорения. Чтобы реабилитация не растянулась надолго, больному назначают логопедические занятия после инсульта с квалифицированным специалистом. Речевая гимнастика корректирует общую артикуляцию, решает имеющиеся проблемы с произношением звуков, построением предложений.
До начала курса реабилитации пациент проходит полное обследование. Чтобы терапия была эффективной, выявляют тип речевого нарушения. На первом занятии с пациентом логопед проверяет реакцию человека на слабые раздражители (шепот и прочее). Вся работа специалиста строится по принципу нарастания уровня упражнений. Методика восстановления навыка говорения подбирается индивидуально, с учетом степени повреждения речевого аппарата.
Специалист строит свою работу на возвращении утраченной функции в несколько этапов. Пациент выполняет задания разной степени сложности:
- работает с карточками;
- раскладывает лото;
- рисует;
- произносит звуки, слоги, слова.
Компенсация недостатка словарного запаса может осуществляться с помощью жестикуляции. Даже если эффекта от занятий в течение длительного времени нет, работа с логопедом не должна прекращаться. Важно учитывать тип афазии (динамическая, афферентная, амнестическая и прочие). У одного человека сохраняется способность называть предметы, другой может выполнять письменные задания по восстановлению речи. Навык говорения будет быстрее восстанавливаться, если упражнения будут постоянно усложняться.
Занятия с логопедом могут занимать несколько месяцев. Эффективное восстановление речи после инсульта обеспечивает соблюдение следующих правил:
- Знакомство логопеда с пациентом, проверка реакции на тихий голос, шепот.
- Поэтапное усложнение заданий.
- Работа не над произношением, а над восприятием слов в контексте для усвоения общего смысла фраз.
- Задания усложняются постепенно.
- Выбор тем для занятий с учетом значимой проблемы для пациента.
Врач постоянно делает примечания, учитывает динамику и корректирует схему восстановления навыка. Начальные сеансы длятся не больше 15 минут. Промежутки между занятиями делают с учетом состояния больного. Через 1,5-2 месяца регулярной работы на сеанс отводят уже 30 минут. Домашние занятия возможны только с участием логопеда. Специалист должен постоянно тестировать пациента и давать наставления ему и его близким.
Логопедические упражнения после инсульта в домашних условиях
Главная цель всей терапии – заставить клетки мозга, расположенные в пораженной области выполнять свои функции. С этой целью специалисты рекомендуют регулярно выполнять упражнения для восстановления речи после инсульта. Больному важно постоянно слушать живую речь и общаться с близкими. Пение и скороговорки после инсульта являются эффективными способами восстановления речи.
Логопеды разработали много разных методик, способствующих возвращению речевой функции. Упражнения для восстановления способности разговаривать нужно повторять ежедневно по 5-10 раз. Эффективные варианты представлены ниже:
- Губы вытягивают трубочкой, после чего расслабляются. Выполняют действие 5 секунд. После 2-х секундного перерыва упражнение повторяют.
- Нижнюю губу захватывают зубами, прикусывают, отпускают, расслабляются. После этого аналогичное действие повторяют с верхней губой. Упражнение выполняют по 5 секунд для каждого положения.
- Язык высовывают вперед на 3 секунды, вытягивают за ним шею, расслабляются.
- Поочередно облизывают губы в одну и в другую сторону по несколько раз, а потом по кругу.
- Язык напрягают, дотрагиваются кончиком до неба, расслабляются.