Содержание:
Больше половины учеников начальных классов страдают расстройством процесса письма. Дисграфия диагностируется на первых этапах обучения. Проблема мешает ребенку нормально учиться, понижает самооценку. У взрослых патология встречается нечасто. Для исправления проблемы с успехом применяются коррекционные занятия.
Что такое дисграфия
Частичное расстройство письма, проявляющееся стойкими, специфическими ошибками, в логопедической практике называют дисграфией. Патология обусловлена распадом или недостаточным развитием функций психики, участвующих в процессе и контроле написания текста.
Проблема наблюдается у 53% школьников начальной школы, 37% учеников 5-9 классов. Среди учащихся среднеспециальных заведений дисграфия диагностируется у 39%. Взрослые страдают нарушениями письма значительно реже – всего 10%.
Процесс письменной речи
Развитие навыков письма связано с нормальной деятельностью анализаторов человека – двигательного, речеслухового, зрительного, речедвигательного. Они обеспечивают последовательный перевод услышанных или увиденных звуков в написание букв, составление из них слогов, предложений, слов.
Дисграфия развивается из-за несвоевременной латерализации (развития левого либо правого полушарий) функций головного мозга, которые должны завершиться перед школой.
Если этого не происходит, то у пациента нарушен корковый контроль над процессами чтения (дислексия) и письма, не сформированы в полной мере память, зрительное и слуховое восприятие, лексика, мышление. Другими словами, ребенок пишет так, как он видит и слышит.
В чем опасность логопедического заболевания
Ребенок с дисграфией отличается от сверстников нестабильным нервно-психическим состоянием. Он более уязвим, подвержен стрессам. Из-за постоянных ошибок, отставания в учебе этих ребят часто дразнят, высмеивают, задевают.
По этой причине дисграфия у младших школьников и учащихся средних классов может вызвать развитие комплекса неполноценности, полного отрицания учебного процесса, нарушения взаимодействия с окружающим миром.
Виды дисграфии
Определение формы расстройства письма поможет подобрать правильные методы коррекции. Виды дисграфии:
- Акустическая – ошибки фонемного распознавания. Ребенок правильно говорит звуки, но путает их с похожими, например, б-п, в-ф и т.д. Дисграфику сложно различать мягкость некоторых звуков.
- Оптическая – расстройства сенсорного и пространственного восприятия. Оптическая дисграфия проявляется пропуском или добавлением лишних элементов или букв, зеркальным написанием, потерей кинестетического контроля.
- Аграмматическая – нарушение лексико-грамматического развития. Форма патологии проявляется неумением согласовать существительное и прилагательное, склонять их по падежам и родам.
- Артикулярно-акустическая – неправильность фонематического восприятия, артикуляции, произношения звуков, что ведет к их искаженному написанию.
- Языковая – несформированность анализа и синтеза языка. Дисграфик переставляет слоги, буквы местами, пропускает слова, путает предлоги и приставки существительных.
Признаки расстройства процесса письма
Симптомы дисграфии у детей и взрослых напрямую зависят от формы патологии. Существуют и общие признаки расстройства процесса письма. К логопедическим относятся:
- ошибки, не связанные с незнанием правил языка;
- разделение слова на части;
- скорость письма снижена;
- замена или искажение графически похожих букв;
- слияние нескольких слов в одно;
- почерк неразборчивый;
- пропуск, вставка либо перестановка букв;
- недописывание слов до конца;
- отсутствие согласованности словоформ в предложениях.
У взрослых и пациентов детского возраста часто наблюдаются симптомы неврологического характера. Ими являются:
- трудности с концентрацией внимания;
- гиперактивность;
- снижение трудоспособности;
- нарушение восприятия, моторной функции, памяти;
- невозможность длительно концентрироваться на одной цели.
Почему развиваются нарушения письменной речи
Причины дисграфии у детей носят как функциональный, так и органический характер. К ним относят:
- наследственность;
- дефицит общения;
- поражение головного мозга в пренатальный период;
- менингит;
- травма родовая;
- патологии матери во время беременности;
- асфиксия;
- билингвизм (двуязычие в семье);
- энцефалит;
- инфекции;
- обучение ребенка письму, когда он не готов к этому психологически.
Причины дисграфии у взрослых
В возрасте старше 18 лет патология развивается из-за воздействия нескольких факторов. Так дисграфия у взрослых развивается по следующим причинам:
- опухоли мозга (злокачественные и доброкачественные);
- операции нейрохирургические;
- травмы черепно-мозговые;
- ишемия головного мозга (инсульт).
Как выявить дисграфию
Диагностикой проблемы занимается логопед. Для полного анализа ситуации необходимы консультации невролога, офтальмолога, отоларинголога. Основные этапы выявления дисграфии у детей и взрослых:
- Оценка уровня устной речи – проверка словарного запаса, правильности построения предложений, звукового произношения.
- Изучение и анализ письменных работ — дисграфические ошибки выявляют при написании диктанта или списывании текста.
- Исследование зрения, слуха – определение ведущей руки, изучение строения артикуляционного аппарата, определение уровня речевой и ручной моторики.
Для выявления патологии у дошкольников применяется анализ рисунков. Если малыш не любит рисовать, у него прерывистые линии – можно подозревать дисграфию. Для младших школьников применяется фонематический метод. Проверяются навыки:
- определение картинок, которые начинаются с одного звука;
- повторение за учителем нескольких слогов;
- различие в словах конкретных звуков;
- способность слышать неправильное произношение и исправлять его.
Коррекция дисграфии
Для эффективного исправления нарушений письма требуется своевременная помощь. Логопедическое лечение дисграфии состоит из нескольких этапов:
- Установление формы патологии. Задания на проверку уровня грамматики, после анализа которых устанавливается точный диагноз.
- Подготовка. Выявление понимания пространственных связей, состояния мышления, мелкой моторики, памяти.
- Коррекционная работа. Лечение направлено на исправление лексических, грамматических, фонетических нарушений.
- Анализ. Проводится проверка результатов работы, пациенту или родителям выдаются рекомендации по дальнейшей коррекции.
Коррекция дисграфии проводится несколькими методами. К основным относятся:
- Метод Эббингауза – задание содержит несколько слов с пропущенными буквами. Их надо вставить, переписать слова заново.
- Анализ букв и звуков – дается рисунок с изображением предмета. Ребенок должен его назвать, написать слово. Далее идет деление по слогам, постановка ударения, выделение цветом всех звуков, сравнение их количества с буквами.
- Модель слова – ребенок должен по картинке назвать предмет, проговорить звуки по порядку и записать их в схему слова.
Упражнения для дисграфиков
Существуют эффективные занятия для исправления нарушений процесса письма. Примеры некоторых упражнений:
- «Лабиринт». Ребенок ручкой или пальцем проводит все ходы лабиринта, изображенного на бумаге.
- «Корректор». Понадобится текст с крупными буквами и скучным содержанием. Ребенку предлагается найти и зачеркнуть определенную букву. Начинать надо со знакомых гласных (а, у, о). Задание постепенно усложняется увеличением количества букв, схожестью их написания.
- «Пишем и говорим». Ребенку диктуется текст, который он пишет, одновременно проговаривая каждое слово, делая упор на произношение.
Профилактика
Меры по предупреждению дисграфии начинаются до обучения ребенка чтению и письму. Способы профилактики:
- развитие внимания, восприятия, памяти;
- проверка нарушения слухового звукопроизношения;
- контроль правильности произношения слов окружающими;
- расширение словарного запаса;
- взаимодействие педагогического состава с логопедом для работы по своевременному выявлению проблемы.