Эхолалия: причины и симптомы, всегда ли нужная коррекция и как проходит лечение

Эхолалия – редкая патология, которая встречается чаще всего у детей, бывают такие случаи, когда заболевание диагностируется у взрослых и на то есть свои причины. Данное отклонение можно распознать и самостоятельно.

Эхолалия – расстройство речи неврологического характера, при котором человек бесконтрольно постоянно повторяет услышанные слова и фразы.

В большинстве случаев диагностируется именно у детей младшего возраста и иногда такое состояние считается нормой в том случае, когда у малыша формируется речь.

Данное состояние считается нормой в раннем детском возрасте – до 4 лет и непродолжительное время, если эхолалия наблюдается постоянно и на протяжении длительного времени, то необходимо обратиться к специалисту за дополнительной консультацией.

При данном отклонении создается впечатление, что малыш просто не понимает, о чем говорит и что за фразы он повторяет, но это не так. В какой-то степени это попытка вступить в диалог.

При нормальном состоянии такое речевое поведение длится не долго, но если отклонение прогрессирует и у ребенка постоянно присутствует данное состояние, то это может свидетельствовать об аутизме, задержке развития или о каком-нибудь ином неврологическом нарушении или же о заболевании зрения.

Первые признаки нарушения в любом случае должны насторожить. Заболевание поддается терапии и корректировке, но только специалистами, не стоит заниматься самостоятельным лечением.

Формы отклонения

В современной медицине выделяют два вида эхолалии:

  1. Немедленная. Данный вид патологии характеризуется немедленным повторением услышанных слов и фраз. Таким образом, ребенок пытается показать свою физическую способность воспроизводить речь и запоминать звуки. Затем он постепенно начинает понимать, что он говорит. Данный процесс занимает несколько месяцев. Иногда немедленная эхолалия сопровождается истериками и припадками, так как ребенок не всегда понимает, о чем говорит.
  2. Отсроченная. Данная разновидность нарушения характеризуется повторением хорошо заученных чужих фраз на публике через длительный промежуток времени, например, стихов или отрывков из произведений. Это может происходить независимо от места и времени.

Каждый вид эхолалии требует лечения и обязательной коррекции. Поэтому при первых признаках отклонения стоит обратиться за квалифицированной помощью, чтобы не усугубить ситуацию.

Причины и симптоматика заболевания

Эхолалия – патология, которая имеет определенные причины возникновения, данное отклонение возникает иногда у детей и почти всегда у взрослых не только в результате обучения речевой деятельности, но и по другим причинам:

  • психические расстройства;
  • патологии неврологического характера;
  • повреждение лобной доли головного мозга;
  • отставание в умственном развитии;
  • аутистические расстройства;
  • синдром Туретта и синдром Ретта;
  • имбецильность и шизофрения;
  • онкология в области головного мозга;
  • дислексия и дисфазия.
Статья в тему:  Какие продукты с низким гликемическим индексом лучше для похудения?

Отсроченная эхолалия может возникать в результате таких провоцирующих факторов:

  1. Самостоятельное стимулирование. Главная цель – получение положительных эмоций от сказанного. Пациент постоянно повторяет именно ту фразу или слова, которые ему доставляют удовольствие. Если данный вид отклонения использовать в качестве развлечения, то можно потерять связь с реальностью.
  2. Коммуникация настроения. Повторяющиеся фразы могут создать определенное настроение, то есть запрограммировать пациента.
  3. Подведение итогов. Пациент старается сгруппировать все фразы и воспоминания, полученные в течения дня.

Если у ребенка присутствует хоть один из перечисленных провоцирующих факторов развития патологии, то необходимо постоянно находиться под наблюдением специалиста, а при первых проявлениях пройти обследование и начать лечение и корректировку состояния.

В первые годы жизни, когда ребенок пытается повторять фразу или слова взрослых, это вполне нормальное состояние, ведь он только учится. В основном это считается нормой с полугодовалого возраста до трех лет.

Если данное отклонение наблюдается у ребенка в возрасте от 4 лет, то необходимо на это обратить внимание, так как оно может свидетельствовать о нарушениях развития, которые связаны с развитием речи, также эхолалия часто является типичным симптомом при аутизме.

При немедленной эхолалии ребенок может впадать в истерику, если ответив на вопрос, получил не то, что хотел, так как осознание вопроса пришло только спустя некоторое время.

Диагноз и коррекция состояния ребенка

Если родитель заметил первые симптомы эхолалии отклонения у ребенка, то необходимо обратиться к специалисту за дополнительной консультацией. В такой ситуации поможет психолог или психоневролог.

Врач после беседы с ребенком сможет точно ответить, является ли данное состояние нормой или отклонением психического развития. Также может проводиться и дополнительная диагностика, которая включает проведение различных тестов.

При подозрении в данном отклонении, как и при иных психологических заболеваниях, необходимо сдать такие анализы:

  • крови и мочи;
  • ДНК.

Все нейропсихологические анализы и исследования помогают выявить сопутствующие заболевания и отклонения. Чтобы уточнить диагноз и более тщательно изучить состояние пациента, проводится инструментальная диагностика, которая включает ряд процедур:

  1. Ультразвуковое исследование. Помогает выявить и определить степень повреждения головного мозга.
  2. Электроэнцефалограмма. Помогает определить симптоматику эхолалии и раннего аутизма.
  3. Магнитно-резонансная томография. Помогает выявить аномалии головного мозга, височной доли и мозолистого тела. Диагностирует нарушение развития речи и ранний аутизм.
  4. Проверка слухового аппарата. Помогает исключить тугоухость и иные речевые задержки.

Главные преимущества данных методов в том, что они вполне неинвазивные.

Статья в тему:  Что такое операция шунтирования сердца и сколько после нее живут?

Если у ребенка не диагностирована задержки в развитии, то лечение эхолалии не проводится. Но взрослые должны соблюдать некоторые рекомендации специалиста:

  • с ребенком необходимо разговаривать не спеша и четко, тон должен быть спокойным;
  • если родитель задает вопрос, то ответ должен быть либо «да», либо «нет»;
  • ребенок не должен подвергаться стрессовым ситуациям.

Если у ребенка диагностированы дефекты речи, то проводиться коррекция, которой занимается логопед. При необходимости можно обратиться за помощью и к дефектологу. Коррекция эхолалии проводится с помощью специальных упражнений и занятий для детей.

Если у ребенка был диагностирован аутизм или иные психические патологии, то лечение проводится комплексное. Терапия заболевания назначается исключительно специалистом, под каждого пациента подбирается индивидуально. Родителям, у которых такие дети, необходимо придерживаться некоторых рекомендаций:

  • проявить терпение и понимание к ребенку;
  • не прерывать ребенка, если он повторяет слова или фразу, постоянно пытаться понять, что он говорит или что хочет донести до взрослого;
  • родитель должен постепенно увеличить словарный запас ребенка, добавляя новые слова и фразы в его речь;
  • чтобы ребенку было легче сделать выбор, и он понимал, что от него хотят, нужно использовать картинки, так ему будет легче принять правильное решение.

Чтобы лучше понимать человека с данным диагнозом, необходимо обращать внимание не только на смысл слов, но и на ситуацию, в которой он находиться в данный момент, интонацию, мимику и иные нюансы, которые помогут сформировать полноценное общение.

Для лечения эхолалии не нужны лекарственные средства, но они могут быть использованы для терапии провоцирующих патологий и заболеваний – шизофрении, поражении мозга и иных.

Что нужно понимать родителям?

Родители могут нормализовать процесс коммуникации ребенка со сверстниками, превратить данное расстройство в инструмент взаимодействия с окружающим миром. Специалисты советуют придерживаться таких рекомендаций, которые помогут ребенку адаптироваться:

  1. Никогда не стоит останавливать ребенка с данным дефектом, прерывать его речь. Проговаривая и постоянно повторяя слова, ребенок старается самовыразиться, побороть проблему с устной речью. Если не общаться с таким особенным ребенком, то он не сможет тренировать свое произношение, побороть беспокойство и не сможет научиться поддерживать беседу.
  2. Всегда стоит обращать внимание на все сказанные слова и фразы ребенка, даже если кажется, что они не имеют никакого смысла. Это позволяет изучить данное отклонение и наладить контакт с чадом. Необходимо обязательно обращать внимание на мимику, интонацию и эмоциональное состояние, тон и ритм сказанного.
  3. Стараться всегда поддерживать разговор. Формируйте новые фразы, расширяйте словарный запас. Занятия должны быть регулярными и проводиться в спокойной обстановке.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *