Как распознать аутизм у детей: первые признаки, симптомы у ребенка до 1 года, 2-3 лет и старше

Аутизм у детей – это расстройство психического развития, наследственное нарушение мозговых функций. Расстройство возникает на нейробиологической основе. Результат – отсутствие понимания увиденного, услышанного, пережитого. Психическое развитие нарушается, проявляется дефицитом в области общения, социального взаимодействия, воображения (т.н. базовая диагностическая триада проблемных областей развития при расстройствах аутистического спектра).

Детский аутизм сопровождают определенные симптомы и поведенческие модели.

Теории и современные познания об аутистах

Время, когда детей-аутистов и их родителей обвиняли в тяжелом расстройстве психики, – это мрачный период в истории психологии и психиатрии. Сегодня причины возникновения и симптомы аутизма у детей рассматриваются с другой точки зрения.

В 1980-1990-х годах существовали 2 мощные теории, пытающиеся объяснить причины возникновения аутизма у детей.

Согласно первой теории детский аутизм – результат расстройства мозга.

Вторая теория, объясняющая причины аутизма, основана на эмоциональном факторе происхождения нарушения. Согласно ей, основное проявление – неспособность общаться с другими людьми.

На рубеже веков внимание ученых сосредоточилось на нейробиологической модели. Эта теория гласит, что ранний детский аутизм (РДА) обусловлен нарушением развития мозга у плода после закрытия нервной трубки.

Ни одна теория не была доказана, причины аутизма достоверно неизвестны и сейчас.

Почему рождаются дети аутисты:

Как распознать аутизм у ребенка, как проявляется у подростка

Большинство родителей замечают особенности развития малыша на 1-2-м году жизни. Чтобы вовремя распознать аутизм у ребенка следует обращать внимание на позднее развитием речи. Он в течение первого года жизни не выдает звуков, а в 16 месяцев не использует отдельные слова.

Новорожденные

Основные признаки аутизма у детей до 1 года – избегание зрительного контакта, отсутствие интереса к человеческим голосам, лицам, реакции на обращение по имени.

Дети 2-3 лет

К признакам аутизма у детей 2 лет относятся постепенно появляющиеся стереотипные закономерности в поведении. Частые короткие трясущиеся или круговые движения рук, пальцев, особенно в моменты радости, разочаровании.

У детей 3 лет наблюдается отсутствие интереса к игрушкам, способности играть, интереса к окружающим.

Старший возраст

Для детей-аутистов старшего возраста характерно ненормальное поведение, кажущееся странным для окружающих. Они думают, играют, говорят иначе. Это проявляется стереотипностью в игре, еде, общении. Присутствует дефицит творчества, воображения. Нет интереса к окружающим, активному сотрудничеству. Прерывание моментальной деятельности сопровождается взрывной, аффективной реакцией (пинками, укусами).

Отрешенность – еще один признак аутизма у детей (фото, присутствующие в онлайн-изданиях, посвященных теме расстройства, подтверждают это; типичное проявление – «сквозной» взгляд).

И пусть весь мир подождет:

Отрешенность
это то, что характерно
для многих аутистов
в возрасте 3-7 лет

Подростки

Картина, демонстрирующая, как проявляется аутизм у подростков в пубертатный период, исходит из буквального понимания вещей, дефицита смысла общения. Они не заинтересованы в окружающих людях. Причина – отсутствие способности читать по выражениям лица, жестам, речи тела. Встречается проявление преувеличенного интереса к конкретному человеку, теме.

Статья в тему:  Остеопетроз - что это за болезнь

В дискуссии их речь может иметь эгоистичный характер с недостатком мысли, чувств, идей. Одни любят обниматься, другим физический контакт неприятен.

Как распознать детей-аутистов родителям

Расстройство аутичного спектра характерно рядом общих черт.

Отсутствуют следующие реакции:

  • ответ на свое имя;
  • ответ или реакция на стимулы;
  • указание пальцем на интересные предметы;
  • махание на прощание;
  • подключение к детским играм (напр., в ладошки);
  • подражание;
  • замечание отдаленных предметов;
  • поддержка зрительного контакта.

Присутствуют следующие черты:

  • выражение себя криком, аффектом;
  • задержка развития речи;
  • впечатление глухоты.

Следующие признаки – причина для проведения обследования и тестирования:

  • до 12 месяцев не «агукает»;
  • до 12 месяцев не жестикулирует;
  • до 16 месяцев не использует слова;
  • до 24 месяцев не использует предложения;
  • в любом возрасте теряет речевые или социальные навыки.

Один день из жизни:

Расстройства аутического спектра

В соответствии с симптомами РАС делят на несколько типов:

  1. Детский. Проблемы с пониманием услышанного, увиденного, испытанного. Трудности в общении, воображении. Речь идет о врожденном нарушении мозговых функций, ассоциирующихся с расстройством психического развития.
  2. Атипичный. Признаки могут частично соответствовать критериям детского аутизма, сочетаться с проявлениями других форм РАС.
  3. Синдром Аспергера. Характеризуется проблемами в общении, воображении, социальном поведении. Интеллект бывает выше среднего. Речь полностью развита, пассивный словарный запас богат.
  4. Другое дезинтегративное расстройство (синдром Геллера). Расстройство типично нормальным развитием, длящимся около 2 лет. Затем происходит постепенная потеря обретенных навыков, способностей.
  5. Другое первазивное расстройство. Нарушены все области, но нарушение не соответствует другим диагнозам.
  6. Синдром Ретта. Встречается у девочек. Сопровождается тяжелыми психическими отклонениями.

Континуум расстройств аутистического спектра

Как ставится диагноз

Диагностический процесс основан на психологических, психиатрических обследованиях, выявлении симптомов аутизма у детей. Диагноз устанавливается на основе поведенческих проявлений, независимо от возможной причины.

На следующей стадии диагностики определяется наличие связи психических признаков у ребенка-аутиста с соматическим заболеванием, генетической аномалией.

Оценивается уровень не специфического поражения ЦНС.

Современная диагностика РАС носит междисциплинарный характер. Комплексное обследование позволяет оценить расстройство с разных точек зрения.

Проблемы в жизни: общество, социализация, обучение, образование

Дети с РАС часто неспособны соответствующим образом налаживать контакты с одноклассниками, присоединиться к совместной игре. Проблемы вызывают также трудности в установлении зрительного контакта (они избегают его, не используют с целью коммуникации; некоторые, пытаясь «сделать все правильно», используют неестественно интенсивный зрительный контакт).

При пассивной форме РАС отсутствуют попытки установить дружеские отношения в классе (часто после предыдущего негативного опыта). Противоположность – чрезмерная активность. Вместо приветствия ребенок может забрать игрушку, ударить. Он просто не знает, как нужно делать.

Дети с PAS играют роль «классных клоунов», выполняют задания одноклассников. Хороший способ показать модель поведения детям-аутистам – видео, представляющее общение, игры других сверстников.

Дружба есть:

Душа ребенка с аутизмом:

А вы согласитесь:

Создание семьи, отношения, работа

Многие аутисты испытывают трудности в области исполнительных функций, не могут организовать деятельность, не имеют представления о времени, беспокоятся при изменениях. Помогает обучение организации вещей, определенного порядка.

Действенный метод коррекции аутизма у детей – визуализация. Типичная проблема РАС – нарушение кратковременной памяти, речевого понимания. Визуализированная информация помогает понять предъявляемые требования, сориентироваться в хаотической среде. Визуализация применима в распространенных социальных ситуациях, на работе, в области самообслуживания.

Статья в тему:  Травма спинного мозга: первая помощь, восстановление и последствия

Для детей-аутистов картинки визуализации (самые популярные — карточки Пекс) – это стандартный терапевтический подход. Кроме облегчения симптомов у ребенка-аутиста, изображения конкретных предметов, действий способствуют большему спокойствию в повседневной жизни. Этот метод иногда используется на протяжении всей жизни человека.

Карточки Пекс можно сделать своими руками:

Аутизм у детей излечим:

Как общаться с ребенком аутистом – рекомендации родителям

Примите такого ребенка в семье как факт. Это врожденное расстройство, принятие которого поможет найти способ понять мир маленького человека, приблизится к нему.

Есть 4 вещи, способные помочь:

  • тишина;
  • покой;
  • последовательность;
  • комфорт.

Они часто более эффективны, чем рекомендуемая (и дорогая) терапия. Ребенок может проявлять стереотипное поведение, качаться, сжимать любимую игрушку, повторять слова – это способ создать порядок в хаотическом мире. Если такие действия не причиняют физического вреда, не обращайте внимания, не задавайте вопросов.

Истории реальных людей

Следующие истории призваны помочь понять мир аутиста.

У меня всегда были другие интересы, чем у моих сверстников, я сторонился коллектива. Мне не нравилась популярная музыка; она оказывала на меня негативное эмоциональное влияние. Я хочу держать эмоции при себе, ненавижу, когда что-то прерывает мою деятельность. Дети всегда стремятся найти объект издевательств, меня провоцировали. Я часто не сдерживался. Сегодня я знаю, что безопаснее контролировать свои чувства.

Марк, 14 лет

Я воспринимаю людей по тону голоса, но ничего не могу прочитать с их лиц (и не пытаюсь), не смотрю им в глаза. Но в будущем хочу иметь жену, детей. Я могу многое сделать, но мне нужно точно знать, что и когда. Я не могу организовать все сам, мне требуется наставление. Но проблема в том, что я не могу налаживать контакты….

Петр, 15 лет

А как живут и чувствуют себя сами люди с РАС? Чем их жизнь отличается от жизни здоровых людей?

Для меня проблематичны некоторые социальные ситуации. Я даже посещала курсы, обучающие, как вести себя с людьми, понять их. Я борюсь между нормой и ненормальностью, поэтому решила, что не буду меняться. Я такая, какая есть. Я никогда не лгу. И я счастлива.

Анна, 16 лет

Я планирую, распределяю повседневную деятельность потому, что иначе оказалась бы в водовороте хаоса. Когда в ВУЗе говорят (я учусь на педагогическом факультете), что надо закончить работу к концу месяца, я нахожусь в замешательстве. Я не знаю, нужно делать все сегодня, завтра, в конце месяца. Время – это очень абстрактное понятие для меня, оно создает путаницу.

Елена, 18 лет

Мифы и факты

Многим людям с РАС осложняют жизнь предрассудки, мифы, касающиеся расстройства.

Люди с аутизмом не интересуются дружбой

Большинство людей с РАС хотят дружить, но не знают, как построить дружеские отношения, поддержать их.

Аутисты не поддаются воспитанию

Несмотря на большие сложности в воспитании, благодаря знанию особенностей РАС, можно добиться значительного прогресса.

Все люди с РАС сторонятся зрительного контакта

Многие аутисты говорят, что использованию зрительного контакта можно научиться. Но для них это неестественно.

Родители вызывают расстройство грубым поведением

Речь идет о расстройстве с генетической причиной. Вины родителей в его развитии нет.

Сегодня количество людей с разными формами РАС составляет около 1%, что намного больше, чем в конце 1990-х лет прошлого века. 25% выявления случаев расстройства – это достижение современной диагностики. Важно также повышение осведомленности родителей, специалистов (в т.ч. из-за расширения Интернета). Но в общем случае такое увеличение заболеваемости не имеет объяснения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *