Речевые центры Верника и Брока — зоны инициации общения

Произнесение и понимание слов, составляющих основу речи, сложно организованные и взаимосвязанные процессы.

За это отвечают две важные зоны, называемые центрами речи в головном мозге.

В честь исследовавших их авторов они названы: зоны Брока и Вернике. При поражении этих участков мозга появляются нарушения речи или афазии.

Расположение корковых центров речи

Описываемые функциональные структуры расположены в конечном мозге: в коре полушарий. Друг с другом они связаны дугообразным пучком – совокупностью миелиновых волокон, аксонов нейроцитов указанных зон.

Сенсорный центр Вернике расположен в проекции верхней височной извилины. Неслучайно его расположение, ведь близко находится конечный пункт слухового анализатора. Они очень тесно взаимосвязаны между собой при формировании навыков речи, восприятии слов, предложений, а также письменной деятельности. Зона Вернике занимает не всю извилину, а только заднюю ее треть.

Зона формирования звуков и слов — это центр Брока, ограниченный участок лобной доли полушарий головного мозга. Центр Брока расположен в нижней лобной извилине. Нейрохирурги настаивают, что точная локализация – ее задняя треть.

Функции центров Вернике и Брока

Функциональное значение речевого центра чтения и восприятия обращенной устной речи довольно велико. Информация, которая поступает извне в виде слов, предложений обрабатывается в конечном счете в слуховом анализаторе.

Затем эта информация по ассоциативным связям достигают слухоречевой зоны Вернике. Из всей гаммы звуковых сигналов этот отдел полушарий вычленяет буквы, что позволяет понимать услышанное.

Кроме того, здесь формируется содержание и идея того, что человек пытается сказать. Это процесс инициации речи.

Функциональное значение речевого центра Брока заключено в обеспечении моторики речи. Замысел формируется на этапе зоны Вернике. Информация по дугообразному пучку достигает речемоторного центра Брока, откуда импульсы посылаются к артикуляционному речевому аппарату.

Последовательность созревания речевых центров у ребенка

Организм человека эволюционно сформировался так, чтобы все процессы и структуры функционировали только тогда, когда это целесообразно. Не все аксоны покрыты миелином после рождения ребенка. Миелинизированными оказываются только те волокна, которые непосредственно обеспечивают жизненно важные процессы.

Со временем активных зон головного мозга становится больше. Лобные извилины, например, полноценно работают с полугодовалого возраста.

Корковые центры речи запускаются в разное время, есть небольшой интервал. Сенсоречевая зона Вернике становится функционирующей через 12 месяцев. Только еще через полгода можно говорить о полном завершении «запуска» речевых центров, когда заработает центр Брока.

Статья в тему:  Рыбий жир при туберкулезе легких: польза витамина D

Современные гипотезы афазии Вернике и Брока

Органическое поражение вещества головного мозга (в результате травмы, инсульта или интоксикации) в проекции любого из центров речи приведет к расстройству ее восприятия, воспроизведения. При этом утрачивается возможность выражать свои мысли при помощи привычных звуков, слов и предложений. Такое состояние называют афазией.

Различают множество вариантов нарушения речи. Чаще всего поражаются зоны Брока и Верника. Очагам патологии соименны названия афазий.

Афазия Вернике

Афазия Вернике иначе называется моторной. Различают несколько вариантов нарушений речи при этом расстройстве, но типично для всех одно: сохраняется понимание обращенных слов у больного, а свои ошибки и отклонения в разговоре пациенты не осознают.

Моторный центр речи поражается в случае ишемии, кровоизлияния или иного причинного фактора, который повлек за собой затруднение кровотока по левой средней мозговой артерии. При стенозах (сужениях) или атеросклерозе мелких веток, отходящих к коре мозга, возможен мягкий вариант поражения. Неврологи называют его малым синдромом Брока.

Пациенты в отличие от здоровых людей говорят не так бегло. Им сложнее переключаться. Начинать разговор для лиц с этим видом афазии сложно. Артикуляционные движения страдают, так как обычно формируется параллельно парез (легкая форма паралича) мимической и лицевой мускулатуры. Слова становятся менее внятными, звук тихий (гипофоничная речь).

Нарушений при письме нет: пациенты грамотно составляют предложения, без ошибок пишут слова (в соответствии с уровнем образованности). Иначе этот вид патологии называется афемией.

Более серьезные нарушения возникают при эфферентной моторной афазии. Локализация очага поражения в мозге та же, но она меньше по площади, глубине и распространенности. Все перечисленные выше характеристики нарушений разговорной речи присутствуют.

К ним добавляется неокрашенная интонация, неверное составление предложений (аграмматизм). Разговор представлен короткими фразами, лишенными, как правило, глаголов (телеграфизм). Письменная речь страдает. О том, что существуют какие-то изменения в разговоре, пациент узнает от родственников, потому что сам он этого не осознает.

Афазия Брока

Клинически этот вид связан со сложностями в процессе восприятия. Пациент не страдает глухотой, он слышит звуки. Но среди их многообразия буквы и фонемы различить не удается. Поэтому при сенсорной афазии утрачивается понимание обращенных слов.

В большинстве случаев невозможно говорить правильно. Бессознательно и бесконтрольно пациент заменяет некоторые фонемы на созвучные, делая похожими произносимые предложения на бессмыслицу, «словесную окрошку».

Артикуляция не меняется, голос звучный, ведь моторный центр речи не поражен. Сам разговор сохраняет медленный и плавный темп. Пауз не слышно. При письме также возможны литеральные парафазии (замены букв и звуков на похожие).

Статья в тему:  Что может вызвать парез лицевого нерва — причины, симптомы и лечение патологии

Информация о речевых зонах важна для понимания того, как связаны и на чем основаны основные речевые и письменные навыки. Это важно не только врачам для диагностики афазий, но и обычному человеку поможет разобраться в ситуации.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *